среда, 15 мая 2013 г.



6. Кутаиси, Айвиекста, Рига

Кутаиси

Дважды довелось побывать в этом древнем городе на соревнованиях, в 1972 и 73 годах. Город известен своими памятниками архитектуры, жаль, что на них как обычно не хватает времени! Где то на холмах и среди узких улиц остались стоять без нашего внимания церкви, руины храма Баграта и Гелатский монастырь с уникальными фресками, вместе со всей 2х тысячелетней историей удивительной страны Грузии. Спортивная жизнь уникальна, скоротечна и жертвенна. В Кутаиси нас больше одолевали жара, грязь да мухи. Грязь на берегах – настоящая помойка, жители выплескивают помои в реку прямо из своих домов к радости жирных крыс. Все это на жаре гниет, смердит и разлагается. А самое главное, уровень воды в реке все время менялся. Переносились старты, отменялись заезды, у меня и Паши Костюнина украли лодки - все это лишние нервы и хлопоты всем. В конце концов, идешь по трассе, а ворота высоко в небе. Такие соревнования больше похожи на игру в рулетку, можно было бы и не вспоминать эти гонки, если бы не два события.
В один такой жаркий, липкий от пота день перед соревнованиями, мы не пошли на тренировку. Это был не знак протеста, а скорее стон души. Ну как в таком болоте с крысами грести «настоящим мастерам»?                       В гостинице лениво шлепаем жирных мух, входит Лютвинский.

-Почему не пошли на тренировку?

Нет, он не кричал, он вообще никогда не повышал голоса, говорил всегда спокойно, четко выражая мысль. Не рубил фразами, но все исполнялось без проблем.                  Но не в этот раз.  И вот уже 40 с лишним лет помню тот обжигающий стыд за себя.                                            И все же истинный смысл цены тогда пропущенной тренировки я понял много лет спустя.

- Чтобы научиться побеждать, мало накаченных мышц, техники и опыта.  Нужно еще уметь себя заставить работать в таких условиях, когда другие отступают.  Пока себя не победишь- ничего не получится, вот что хотел тогда от нас Лютвинский!

Возвращались домой поездом, было по – прежнему, жарко.  В расписании движения ночью была большая остановка на разъезде у берега моря. Мы мечтали искупаться этой ночью. Где то около часа ночи поезд, наконец, остановился. Человек восемь, вместе с Лютвинским, по выпрыгивали из душного вагона и направились к морю. Одежду не брали, зачем она в час ночи? Море шелестело где то рядом, перед ним на пути стоял еще товарняк. Перепрыгнули через него и наконец, оказались в прохладной воде. Какое  блаженство! Светила полная луна, тела наши тоже светились, что то сказочное было в этом купании, словно исполнялось таинство посвящения. Правда, мы здесь, а поезд – там… как там поезд?         Что- то стукнуло, я с тревогой оглянулся, поехал товарный состав.  Тревога не отпускала, и тут я заметил, что над крышами товарняка трубы наших вагонов тоже двинулись.

- Поезд поехал!

Вот тут бы нормы по бегу с препятствиями сдавать! Словно падшие ангелы, поднялись мы на полотно. Голые, в руках только вафельные полотенца, мчим к поезду. А он уже набрал ход! Наш вагон давно ушел вперед, остались два последних вагона. На проносящуюся подножку вскакиваю вместе с Табачниковым, на последнюю забрался Лютвинский и еще двое ребят и краем глаза вижу, что не все сели, когда поезд пошел в поворот. Думаю что же делать, когда Табак говорит:

- Прижимайся, поворачивает!

Прижались, вагон был черным от грязи. А в это время Лютвинский уже подсаживал кого то из ребят в окно. Сорвали стопкран и отставшие сумели догнать поезд.
Так, благодаря Палычу, это приключение счастливо завершилось и все мы остались не очень белыми, но пушистыми. Потеряли, правда, несколько полотенец, да сбили ноги об щебенку, но это же ерунда перед возможностью остаться ночью, голым, между станциями, под яркой луной!

Центр Кутаиси


Храм Баграта 1003г. Вид после реставрации в 2012году

Гелатский монастырь 1106г, основан ДавидомIV-Строителем.(фото отсюда http://shtish.livejournal.com/26070.html )
Дома стоят прямо над рекой, «удобства» цивилизации  маленького города.
Река Риони в зоне соревнований. Когда воды достаточно, она становится бурной. (Автор фотографий А.Мухранов http://www.muhranoff.ru/78/)  
Целый день на адлеровском пляже ожидаем отправку лодок после соревнований. Ноги мои, справа Красильников А.  Адлер 1973г

Два местечка соревнований тех лет, о которых хочется сказать именно потому, что это уже история и современный слалом может успешно обходиться без них.

Это Айвиекста и Рига.

Айвиекста - такая небольшая река в Латвии. На ней находится Айвиекстская ГЭС в 0,8 Мвт мощностью. Это была первая ГЭС в Латвии и заработала в 1925 году. До 1938 года станция считалась самой мощной в стране, теперь - самая малая, но действующая до сих пор!   
                                                          На речке, используя водосбросные сооружения, ежегодно проводят соревнования туристы-слаломисты. В мае 1971г рижане пригласили на эти гонки. Трасса проходила через «гребенку»- бетонный канал, где гасится энергия воды. Канал этот довольно мелок, и Школьников, перевернувшись, выбил себе зуб, но в остальном понравилось. Для многих ветеранов это были их первые старты. Условия там максимально приближенные к туристским, ночевали в сарае, с остатками сена. Утром проснулся от чужого присутствия. Прямо возле головы стоял аист и внимательно меня разглядывал. Видимо, признав своего, моргнув для приличия глазом, аист удалился вглубь сарая и там защелкал.

Соревнования на первенство Риги на 7-9 ноября стали традиционными. Тогда они совпадали с праздниками, проводились на теплой воде канала ГРЭС и были как бы завершающими гонками года, но не для итогов, а для праздника и встречи друзей.                                                        Привожу результаты соревнований 1972года просто, чтобы напомнить имена тех участников в порядке завоеванных мест.
Слалом К-1:

Ставро, Кемерс, Казимиров, Озолиньш, Дзиговский, Чайка.

Скоростной спуск (от канала по озеру до базы):

Чистяков-11,38, Казимиров-11,45, Дзиговский-11,54, Грюнвальд-11,55, Чайка-12,02, Кемерс-12,05, Ставро-12,12.

В тот год Эрик Берман порадовал гостей поездкой в рижскую (финскую) баню. Во многих банях мне довелось побывать, но та оставила неизгладимые впечатления на всю жизнь. Традиционная процедура нагрева до «больше не могу» и выброса тела по желобу в речку с ноябрьской водой для меня представилась таким актом умирания и рождения заново. Повторяли процесс до вечера. Восторг и потрясение закончился шумным током крови в голове и теле и расслабухой на старте следующего дня.  Лютвинский шутил:
- Это нас специально попарили!

Кулов А. Михалин С. Айвиексте 71
Школьников А. Смирнов Ю. ловят рыбку после стартов в Айвиексте.

Айвиекста, внизу,за «гребенкой»  А.Чайка


Жуков в финской бане готовится скатиться в речку.          Рига 1972г. Фотографии Чайки А.

Рига 1972г Семенов В. Чайка А. Завалий А.                 Лютвинский В. Строганов Г. Изотов В Волков А. Колтышев Б. Кастюнин П. Гагарин А. Фото из архива Колтышева Б.
Рижский канал. 70тые. (из архива А.Андреева)

Победитель вторых всесоюзных соревнований 1971года в Амбралаури, участник чемпионата мира в Мерано Марис Лайдиньш. Рижский канал 70тые.
Член сборной Латвии мастер спорта Харий Кемерс.            Рижский канал 70тые.

На трассе Колтышев Борис, Ленинград. Рижский канал 70тые.

Неоднократный чемпион СССР, участник Чемпионатов мира и олимпийских игр в Мюнхене Бирута Херцберге.  Рижский канал 70тые.
Братья Олег и Игорь Одинцы.(Латвия) Рижский канал 70тые      (фотографии из архива Колтышева Б.)





Комментариев нет: