суббота, 18 мая 2013 г.




11.Жуков А.М.

Жуков Анатолий Михайлович

Уже знакомство с ним предваряла легенда. В Лосево проходили соревнования, трасса была поставлена так, что одни ворота находились за Жандармом и участники тратили много времени на заход и взятие этих ворот. Жуков взял их с ходу, прыгнув через камень, и выиграл гонку. С тех пор прошло много лет, но никто не повторил этот трюк, и воды стало меньше, но легенда - дело живучее.
Удивительный, самобытный спортсмен, Жуков до всего доходил сам, своей природной сметкой, учить его было некому. Прищурится, задумается, сделает.   Именно в лодке он мог чувствовать себя на равных с тем, кто, по крайней мере, стоит на двух ногах, а как гонщик, как спортсмен, как слаломист в те годы он был на голову выше всех.
Но и в жизни Жуков старался никому не уступать. Мальчишкой он мечтал стать гимнастом, но случилось несчастье - попал под тракторный прицеп. Ногу по бедро ампутировали, стал инвалидом.  Вся дальнейшая жизнь сложилась из борьбы за место в этой жизни, прежде всего борьбы с самим собой.

- Быть равным остальным, ни от кого не зависеть!
  
С таким увечьем люди часто перемещаются на дно, ограниченные в движении, пользуются инвалидными колясками.  Жуков научился свободно обходиться одним костылем, развив в своем теле отличную координацию движений. Крутил солнце на турнике, самостоятельно запрыгивал на борт грузовика, мы только костыль принимали.                                       
Зарабатывал себе на жизнь, научился шить одежду, одной ноги для этого хватало.                                        
Женился, жена была учитель музыки, сам что то часто насвистывал, незнакомое, может, придумывал мелодии.   Читал разные книги, искал себя, жадный до всего, что возбуждало мозг и воображение.  Увлекся водным туризмом, стал ходить в походы. Потом наступила эпоха гребного слалома.  
Быть первым, лучшим, быстрее всех – он стал образцом и учителем не для одного поколения спортсменов. На первых всесоюзных, на реке Риони, Жуков оказался впереди с большим отрывом от остальных.
Но проходит время и настала пора, когда природной смекалки и таланта, уже стало не хватать, чтобы побеждать спортсменов, не выпускающих весла из рук, в заграничных поездках, на сборах и соревнованиях.  Момент перелома наступил в Лосево, осенью 1971года.                        
Я был свидетелем ожесточенного поединка на трассе слалома Анатолия Жукова и Гоги Наскидашвили. Как он хотел победить, всеми фибрами души доказать что он, по прежнему, сильнейший…   и не смог.

Тогда Жуков решил побеждать по – другому, он стал тренером, возглавил секцию слалома в Спартаке.   Приходили и уходили спортсмены, тренировались, но Жуков все искал, на ком сделать свой главный выбор. Для своего замысла ему был нужен особенный случай.                                           
И этот день настал.
 Пришел Александр Красильников. Хорошо развитый физически, бывший гимнаст, улыбчивый и простой парень, он словно олицетворял самого Жукова, но здорового, без увечья, стал его продолжением и перевоплощением.  В него, в это молодое здоровое тело, Жуков вложил все свои знания и талант, а потом вдохнул и свою душу. Получился такой редкий дуэт тренера и воспитанника, и Саня Красильников очень скоро стал побеждать.
Они и умерли почти в один день. Один от болезни, другой от разрыва сердца.
Но пройдут еще многие годы забвения, слалом в Спартаке заглохнет, Жуков уйдет из спорта и о нем забудут. Анатолий Михайлович искал себе работу по душе, применение своих сил и не находил.

Так прошло много лет.                                                          
Когда я встретил его во Всеволожске (Ленинградской области), он стоял, опираясь на свой костыль. В руках Жуков держал шапку, пошитую для продажи.

- Толя, здравствуй, как живешь?

- Отлично!

Он был слегка под хмелем.  Поговорили о том, о сем, прощаясь, я спросил:

- Ну а как же слалом?

- А что слалом, он мне теперь только снится…

Я шел под грузом этой невеселой встречи. Слалом мне тоже снился и снится до сих пор.
О Жукове вспомнили. Не обошлось здесь, конечно, без В.П.Лютвинского. В олимпийском 2012году Анатолию Михайловичу предложили возглавить подготовку сборной команды России в классе мужской байдарки. Он успел съездить с командой в Прагу, на свой первый зарубежный сбор, но перед второй поездкой, в Словакию занемог. Душа рвалась, а тело не успело. Видно слишком долго ему выпало ожидать.                                           

Жуков А.М. умер 14 апреля 2012года, в день похорон Красильникова А.


Жуков А.М. Лосево 71г. Жуковское весло

Жуков А.М. Лосево 71г.

Жуков А.М. Рощинка 73. Фото из архива Б. Колтышева

Жуков А.М.  В Кутаиси перед стартом. 1974г.  На траве за спиной лежит жуковский костыль, который тоже перевозился в лодке.       
    фото из архива Колтышева Б.

Архыз. 1971г

Архыз. 1971г

Три атаки Анатолия Жукова: Атака первая. Архыз 1971г

Атака вторая

Атака третья. Автор снимков Галина Федорова (Галеус)

А.Красильников. Лосево 1974г фото из архива Колтышева 

Жуков А.М. Красильников А. 





Как Анатолий Жуков спасал на водах.


На старых фотографиях легко определяешь его невысокую фигуру среди разношерстного братства водников – туристов и слаломистов, тогда это была единая семья. В Жукове сидела некая пружина, определявшая и поступки, и характер, и манеру говорить. Светлые вьющиеся волосы, прищур, рукопожатие сильных рук. 
Награждение. Жуков А.М. Соревнования на приз газеты Смена.  Лосево  21 06 1970 год 


Походка человека, с детства обреченного на увечье, а ведь еще мальчишкой он мечтал стать гимнастом! Теперь же он до совершенства приспособил свое тело использовать вместо правой ноги костыль, и никогда не жаловался на судьбу, не выпячивал свою увечность и не ждал от общества для себя поблажек. Судьба отбирает – она же и дает, иначе как мог выработаться такой характер – бойца, настоящего спортсмена, всегда что то рассчитывающего, примеряющего, и - глядишь, уже рождалась конструкция, крой в одежде или прием.(Жуков был портным, на себя одежду шил сам).                       
Вот так и в слаломе. В те годы на бурной воде все начинали с купаний, кто не владел эскимосским переворотом, был обречен на плавание в холодной воде. И это еще пол - беды, подумаешь, разбитая коленка! Можно было потерять лодку.                                  
Я наблюдал, как  Жуков делает эскимосский, поднимался он винтом, но сначала из воды показывались руки, он поправлял себя в лодке – ставил на место, потом взмах весла и байдарка ставилась на киль, впрочем, переворачивался он редко. Но отсутствие ноги сказывалось и здесь, чтобы не вываливаться из лодки, Жуков разработал специальный вкладыш для культи и вклеил его в сидение. Лодка была его спасением, в ней он чувствовал себя на равных с другими - и даже лучше. Сначала была туристкая байдарка, потом появились каяки.
Как вспоминает Александр Школьников, первые два каяка модели Хартунг привез в Лосево на соревнования туристов – водников альпинист Ашинов. Какой это был год, 1968 или уже 1969? С них сделали слепок – матрицу, как принято говорить, и появились у нас свои слаломные лодки. Сначала их клеили на полиэфирной смоле, потом перешли на эпоксидку. После сбора в Душамбе, в декабре 1969го сформировали сборную команду страны и появились уже оригинальные хартунги. Байдарки были из прозрачного пластика, сквозь который можно было оценить дырки в кедах слаломиста.  Но в своей основе байдарочный флот представляли самоделки.
Первые байдарки 1970 год


На такой байдарке в 1969м Жуков совершил свой легендарный прыжок через жандарм в Лосево, сократив дистанцию и время в соревнованиях.

Как учили тогда эскимосскому перевороту? По разному, в общем, простой прием не сразу давался, в бурной воде трудно сосредоточиться, тебя болтает, крутит вода, а тут и воздух уже кончается. Для особо не понятливых - сажали в лодку на берегу, поднимали над землей, переворачивали. Прием этот нужно было отработать до автоматизма, чтобы под водой уже не думать о координации движений, получалось не сразу. Такие перевороты становились настоящим испытанием для всех, вместо тренировки бросались помогать, вытаскивать спортсмена, лодку, весло. В Лосево, оплошавшего сразу выносит в озеро, пока его дотащишь до берега - минут двадцать уходит, а в горной реке уже не только купание, словом, одни неприятности.

Придумал Жуков на Зеленчуке в Архызе выпускать девушек в струю под мостом на веревке. Поток сильный, жесткий, байдарку тут же переворачивает, Жуков вытаскивает:

- Повторяй простые движения, исправляй ошибки!

Снова переворот, веревка привязана к корме, не мешает,а девушке инструкция:

-Покинула лодку, держись за нее, вытащат!

После первого сбора в Архызе девушки делились впечатлениями:

-Самое лучшее было делать траверзы в реке в спасжилетах и без лодки!

C другим методом спасения инвентаря, в общем то - не новым, Жуков попался сам. Дело было на реке Бзыби.  1972 год апрель, на реках паводок, Бзыбь, еще месяц назад поражающая глаз прозрачной чистотой своих вод, теперь вздулась мутными жилами, неслась вниз сплошным могучим ураганом. На ее притоке Геге, дела усложнялись еще обилием камней в русле. Большая часть лодок к концу сбора уже вышла из строя, команда ходила в синяках и шрамах, а лицо Володи Табачникова закрывала одна, но большая повязка, из которой выглядывали глаза да нос, желтый от йода.                                                
В таком потоке товарища спасали в первую очередь, но лодку спасти было труднее. Заполненная водой, неслась она вниз по воле волн, почти обреченная на уничтожение. Жуков приспособился вытаскивать такие лодки с помощью карабина, закрепленного на конце веревки на своем каяке. Зацепил и тащишь к берегу, руки свободны!                                Так продолжалось, пока он сам не перевернулся, именно из - за этой сцепки!                                           
В этот день мы делали спуски по реке. Шел проливной дождь.                                                    
Возращаюсь наверх, после спуска – стоит на полянке Жуков на одной ноге, вроде аиста, костыля нет – ушел вниз вместе лодками, Жуков свой костыль возил в лодке. Дождь просто стеной  обрушился на все бренное – земное, усиливая общее представление конца.  
 Но лодки спасли, ребята на двойке вытащили их к берегу. Носа у жуковской байдарки уже не существовало, но костыль сохранился, Толя повеселел. И сразу родил идею, как ремонтировать каяк, как в нос байдарки залить пенопласт… Такой народ как наш – не победить.
                         

Комментариев нет: