пятница, 17 мая 2013 г.



10. Распад или Восхождение?


Почему то главной причиной, связанной с забвением гребного слалома после 1972года, называют исключение этого вида спорта из программы Олимпийских игр.   Дело не в этом.  Ни в одной стране, кроме СССР гребной слалом не только не пострадал, но продолжал успешно развиваться.  У нас, начиная с 1973 года, словно забыли о его существовании. Советские чиновники от спорта, расчитывая на быстрый успех и медали чемпионатов мира поняли, что одними приказами «вперед» победы не добьешься. Что предстоит долгая упорная работа с нуля, в условиях жестокой конкуренции и быстро охладели к слалому, бросив его на самовыживание.  Не успех на чемпионате мира в Мерано еще пытались списать на устаревшие лодки. На Олимпиаду в Мюнхен послали вместо команды двух человек, которые оказались в конце списка участников.  Еще до олимпийских стартов было ясно - на гребной слалом махнули рукой!     Делегация от СССР приехала в Аугсбург в числе последних, словно проблем в гребном слаломе у нас уже не существовало, как выразился изумленный тренер команды ГДР Вернер Лимперт.   (статья Слесарева в Катерах и Яхтах №42 1973г)                                                            
В то время когда все сборные прикатывали воду в сложном канале, мы в августе покоряли бурные воды в Шови.

А наши собственные соревнования, тех предолимпийских лет?
Вот как описывает вторые всесоюзные соревнования 26-27 марта  в Амбролаури старший тренер СССР Слесарев А.Д.(статья в Катерах и яхтах №2(36) 1972г)
«Большое количество прямых ворот говорило о сложности потока. Из 65 заявленных спортсменов 11 человек судьи не решились выпустить на дистанцию.  В байдарках у женщин прохождение удалось закончить только троим, в каноэ двойках финишировало четыре экипажа, в одиночках - восемь человек, а в байдарках у мужчин закончили трассу 13 спортсменов.»
Из 65 участников прошли дистанцию 28 человек!            Это уже не слалом, а какая то мясорубка! Не о сложности потока здесь можно говорить, а о полном непонимании особенностей подготовки в гребном слаломе и совковом шапко-закидательстве.
В.П.Лютвинский вспоминает о первых стартах, что каждый выход на воду это было, как в бой идти. То есть спортсмены были совершенно не готовы к сильной воде, а от них уже требовали высокие результаты.

А результаты получались просто фантастические:

К-1
Лайдиньш М.- 353очка, Жуков А.- 484, Ростиашвили В.-493
К-1Ж
Херцберга Б.- 764,Воробьева Т.- 863, Ефремова М.-1261 !
С-1
Кабанов А. – 424, Лютвинский В.-530, Иесалниекс К. -678
С-2
Коротков-Кузьмин- 661, Табачников В.-Школьников А.-793,     Каролицкий М.- Осадчий В.-1333 очка!
(Штраф на воротах в те годы оценивался по старым правилам: 10,20, за внутреннее, внешнее касание вешки и 50 очков - за пропущенные ворота)

Так, на Кавказе проверяют щенка - бросают его в бурную реку, если выплывет, значит, будет хорошая собака!

О базе нового вида спорта, массовости никто не заботился, нужны были только медали, победы любой ценой и сразу.  Виноваты были, конечно, не только конкретные высокие чиновники, отвечающие за этот вид спорта. Такие руководители в 70тые были везде, пронизывали нашу жизнь и производство в любых сферах. Сама советская система не могла работать по  другому. Легче и проще было ничего не делать, очки и медали приносили другие виды спорта. Зачем тогда развивать гребной слалом?                                                

Фактически слалом никто и не закрывал, но средства на его развитие резко сократили. Исчезла сборная команда страны, и прекратились все зарубежные поездки. Больше не проводились сборы по линии профсоюзов, перестали закупаться лодки и другой инвентарь. Прекратило существование то, что впопыхах успели создать за два года перед олимпиадой. А другого ничего и не было!    Не создано было инфраструктуры, которая как корни дерева питала бы систему, создавала предпосылки для ее развития.   Остались только спортсмены и тренера - живые люди, сами со своими проблемами.  На многие годы они стали не выездными за границы страны, а слалом продолжал существование только в рамках спортивных секций в отдельных городах и стал уделом энтузиастов.      Забвение есть хроническая болезнь - не сразу, но надежно!
Невозможно поверить, что в Советском Союзе, стране с такими возможностями и материальными ресурсами на гребной слалом не хватило средств. Эти средства текли реками на проекты космических масштабов. Казалось, достаточно было заручиться словом поддержки какого  нибудь космонавта, и все бы сдвинулось. Но космонавта такого не нашлось, их расхватали по дороге. Писали коллективные письма, обращения - все тщетно.          Не получив развития, гребной слалом закачался и начал потихоньку умирать, его  стали закрывать спортивные общества. Закрылась Грузия, отдельные спортсмены оттуда еще выступали на соревнованиях, по инерции.  В других городах России, в Москве, Ленинграде, Перьми, Красноярске, Минске, а также на Украине в Киеве, Харькове, в Латвии в Риге он еще держался.                                  Закрыли слалом в Спартаке, в Ленинграде, но спортсмены продолжали тренироваться. Секции гребного слалома функционировали в 30 городах Союза.  Удивительно, но легче было спортивным коллективам в удалении от столиц, На крупных заводах с профсоюзными средствами было гораздо проще, чем в центре. Так поднялась секция при Красмаше в г. Красноярске, там удавалось еще и лодки закупать, централизованно их уже никто не поставлял.
Вышли из строя старые лодки, вспомнили навыки первых лет, научились делать новые. Доставали на заводах эпоксидную смолу, стеклоткань и в кустарных условиях подвалов и не приспособленных мастерских, без вентиляции делали новые современные модели.
Из года в год все тот же набор соревнований, самые крупные из них – всесоюзные, и кубок СССР с 1973года. Чемпионат СССР появится с 1982года. Те же реки и города. Менялись только поколения спортсменов, ветераны слалома, ставшие тренерами, поддерживали работу на местах, помогая тем, кто нашел в себе силы остаться и продолжать. Учили новые поколения спортсменов, как не сдаваться и побеждать обстоятельства.                                             

Лютвинский, Иванов, Герций, Филиппов в Ленинграде, Казимиров, Осадчий,Руденко Вихляева, Ус в Киеве, Коротков, Шамтюков, Папуш  в Москве, тренера в Минске, Харькове, Виннице, Риге, других городах бывшего Союза, это благодаря их усилиям и самоотверженному труду гребной слалом продолжал развиваться, скорее не вследствии, а вопреки сложившимся условиям.

Другие мастера, не растратив своих сил в гребном слаломе, успели достичь выдающихся успехов в родственном виде спорта и стали чемпионами мира по рафтингу. Находили себя в водных походах, различных поездках отводили душу.

А тренера каждый сезон готовили и отправляли детей в спортивные лагеря. Только в Киеве детская спортивная школа на два летних месяца направляла в Первомайск до 100 ребятишек. Жили на острове, все делали своими руками, ведь это не оборудованный всем необходимым летний городок, даже палатки приходилось шить. А как организовать питание? И чтоб никто не заболел, не утонул?
  
И так 17 лет! До 1989 года, когда вновь была создана сборная СССР. Но только в Атланте, в 1996году, уже в составе сборной России, наши слаломисты Антон Лазько и Данила Кузнецов снова увидели Олимпийский огонь.
Вот тогда мы поняли, насколько отстали в развитии гребного слалома за эти годы!                                     

Ушла вперед не только слаломная техника, изменились лодки и технология их производства, организация соревнований и судейство.            Самое главное – это гребные каналы. Они появились повсеместно, даже в тех странах, где и слалома то раньше не было. Без такого инженерного, дорогостоящего сооружения невозможно говорить о массовости вида спорта и стабильности результатов. Гребной канал, да еще построенный в теплом климате, позволяет тренироваться круглый год.  Для нас же, тренировки на бурной воде, только в отдельные месяцы года, а каналы, по прежнему, неосуществленная мечта или удел для немногих, за границей.

Медленно как улитка по склону, как трава через асфальт гребной слалом набирал силу. Прорастало, укреплялось корнями дерево. Корни его уходили далеко, в 70тые годы, начиная с тех первых стартов, с той страсти, неудержимой романтики и любви к бурной воде. А ветви последующих поколений уже выросли, зашумели на ветру. Все новые города подхватывают эстафету, гребным слаломом уже никого не удивишь. Есть школы олимпийского резерва, спортивные интернаты, есть опыт, инвентарь, поездки. Есть уже успехи на мировой арене спорта, первые олимпийские медали. Уже Узбекистан пишет историю развития слалома в своей стране.
Но бесконечно жаль тех десятилетий, когда в условиях замкнутого круга гребной слалом в стране не развивался должным образом.  Просто нам выпала такая судьба.             Ветераны, работавшие в эти годы, хорошо научились понимать цену времени, цену упущенных возможностей.

Не сомневаюсь, что сегодняшних успехов не было бы, не будь в истории гребного слалома тех горьких лет ожидания и упорного труда.



В Первомайске 1974г. фото из архива Чайки А.
Ленинград – Нева - «Венеция» 1975г. На тренировке.  Сюда   прихожу каждый раз, как приезжаю в Питер.                    
1976г. Гребной слалом жив. 
В Лосево осень 1976г последний мой старт. Фото из архива Чайки А.
На лыжной тренировке.



Старейший гребной клуб «Знамя» сейчас переживает не простые годы
В.Сидоренко  на просторах Днепра, до эпохи карьеры слаломиста.1974                                        Фото из архива Сидоренко В.


В.Сидоренко в двойке с человеком – легендой Валентином Руденко
А.Волков, В.Сидоренко Рижский канал 1978г
Тренировка на канале ТЭЦ в Киеве.


Каменск Уральский 80тые.
Порог под Каменск Уральским 80тые.
Каменск Уральский 80тые.
Красноярск. Канский порог 1976г. Чайка А.
Красноярск. Канский порог 1976г
Канский порог 1976г


На реке Кан
Сбор в Перечине команды Спартака (Киев) март 1976г.              
На заднем плане: Казимиров, Дзиговский, Ус.                       
В лодках: Курко Люба, Лаппа, Годлевский, Крючкова, Бадыкина, Белый В.                                                         
У дерева: Луговской, Сидоренко. Фото из архива Сидоренко

Сборная Москвы в Первомайске 1983г.
                         
Герций Сергей и Лида, Казимиров Е. В Первомайске 80тые. Фото Чайки А.

Прокопенко Д. Сбор в Верховине 80тые
Сбор в Верховине 80тые



 Верховина 80тые
Лютвинский В. С тренерами в Словакии. 80тые.           
Фото из архива Сидоренко В.
Сборная СССР в Аугсбурге 1989г.                            
Фото из архива Важенина А.
Кузнецов Д. Егоров В. Лютвинский В. Еремин В. Васильев Фото из архива Быкадорова В.
Коротков Н.Н. первый тренер по гребному слалому в Москве. В 1989-92гг старший тренер сборной СССР (каноэ). На юбилее московского слалома 2004г.               Фото из архива Смирнова А.
Чемпионы мира по рафтингу: Еремин, Карбутов,Королев,Ливицкий, Быкадоров.                           Фото из архива Быкадорова В.
Соревнования по рафтингу, река Белая. Фото из архива Быкадорова В.
Спортивный лагерь в Первомайске. Ус Владимир 80тые
На первое и второе – каша! Впереди: Донник,Кравец,Ковалев В. Руденко В. (с коляской)  В центре Лысенок (станет водителем у Чурбанова) Первомайск 76г.  фото из архива Сидоренко В.


Спортивный лагерь в Верховине 80тые годы
Спортивный лагерь в Верховине 80тые годы
Надежды гребного слалома. 

Сидоренко В. Рублевский С. уже туристами в Словакии


Река Базаиха под Красноярском, место соревнований
Сидоренко В. На пенсии, в лодке цвета бревна для маскировки от рыбнадзора.
Сидор и Сом. Рост 174см, вес 22кг. Фото из архива Сидоренко.

Комментариев нет: