5. 1972год.
На гребне волны. История одной лодки
Начался олимпийский год, наверное, все понимали, что подготовить
команду с нуля до международного уровня за два года - совершенно нереальная
задача. Возможно, поэтому возникло решение послать на олимпиаду всего двух
человек, тогда ведь не требовалось ни лицензий, ни квот. Спорткомитет решил на
гребном слаломе еще и сэкономить, во всяком случае, теперь это уже не важно. А
я думаю вот о чем.
Как получается,
что скоротечная спортивная жизнь – всего несколько лет, остается потом на
долгие годы самым твоим ярким переживанием, может быть, лучшими днями твоей
жизни? И как бывает досадно, что в эти
дни ты мог, способен был достичь большего, но не сумел по причинам совсем от
тебя не зависящим. А твой поезд ушел, и уже другие воды омывают берега.
В начале 1972 года никаких туч еще не наблюдалось,
4 марта начался двухнедельный сбор
в Пицунде. Тренировались на Бзыби, в месте впадения в нее реки Геги. Каждое
утро на автобусе мы ехали в горы вдоль реки, то и дело, ныряя в туннели. Дорога
узкая, грузин за рулем не снижает скорость, не заботясь о встречных машинах,
как оказалось, опасения эти были не напрасны. В 1979 году в Грузии чуть не
погибла вся команда, вместе с тренером, от столкновения автобуса с
бензовозом.
(
подробнее об этом можно найти здесь: http://vk.com/club15533268#/photo-15533268_154281956
в подписях на фото)
А тогда ты просто плотнее вжимаешься в кресло и
любуешься рекой. Вода в марте прозрачная, струится меж камней, зеленоватая,
словно бутылочное стекло. Горный воздух чист, свеж и влажен. После тренировки
выйдешь на берег, от мокрой одежды идет пар, но стоит зайти в тень от горы, в
двух метрах от тебя и сразу чувствуешь мартовский холод.
Разбились на группы: байдарку вел тренер И.А.Апокин, а каноистов-
В.П.Лютвинский, грузины тренировались отдельно.
К концу сбора потеплело, начала прибывать вода. А в апреле,
когда там же следовал второй сбор, с 07 по 21 04 в Алахадзы, вода поднялась уже
настолько, что на Бзыби был сплошной коричневый поток, а мелководная Гега
превратилась в ураган.
На этот сбор я опоздал и когда приехал, навстречу с тренировки
шли израненные гладиаторы, битые колени и локти прикрывали бинты и пластырь, у
столовой - груда разбитых лодок.
За опоздание пришлось выслушать нагоняй от Пиняева, Лютвинский же
сказал:
- Переодевайся, иди на море, отрабатывай эскимосский переворот!
Затем, повернулся к Жукову:
- Толя, поделишься лодкой для Чайки?
Жуков выдержал красноречивую паузу, затем сказал:
- Лодку дам!
В таких случаях, щедрость дорогого стоит. Жертву я оценил и лодку берег.
В эти дни на
Гегу ходили уже только добровольцы. На
построении раздавалось:
- Кто на Гегу, шаг вперед!
Вышли Лютвинский, Школьников, Казимиров, Дзиговский, я (из
упрямства). К тому времени уже
покалечился Владимир Табачников (Батя). После переворота он застрял в "бочке"(такой водоворот за камнем), в
это время лодка другого экипажа, полная воды, свалилась на него сверху. Удар
пришелся в лицо, рану зашивали. Доктор команды заявил, что трупов ему не надо,
и если Табачников опять перевернется, то пусть его отчислят со сборов!
Тбилиси 1979г Столкновение с бензовозом. На фото Колтышев Б,
Андреев А. Иванов А. ( фото из архива Б. Колтышева)
|
На Бзыби 1972г. А.Чайка.
|
На Геге 1972 А.Чайка.
|
На Гегу! 1972г «Последние могикане»: Лютвинский В.П. Дзиговский
Н. Л. Казимиров Е.А. (фото из архива
Дзиговского Н.)
|
Гладиаторы водной
арены. Селезнева Н. Табачников В. Апрель 1972г. (фото из архива Руденко В.)
|
Привалова Паша,
Аметов Ю. Федякова (Вихляева)Таня. Бзыбь март 72г
|
Пицунда Март 1972г. Редкое удовольствие, за штурвалом Лютвинский В.П.
|
Отступление
второе. История одной лодки.
Первые слаломные лодки, которыми пользовалась сборная команда
были немецкие байдарки и каноэ фирмы Hartung, а также
каноэ-двойки из Чехословакии.
В.П. Лютвинский вспоминает в своем интервью о первых лодках в
Ленинграде. Это были три лодки команды ГДР, которые в 1969году оказались на
пути следования домой в гребном клубе
Знамя. Была всего одна ночь, чтобы сделать пластиковую копию, матрицу с
немецкой каноэ. Всю ночь кипела работа, правда, успели сделать только днище. На
утро немецкие лодки отправили на вокзал, а потом взялись за изготовление
своей.
Днище проблем не вызвало, а как быть с верхом? Согнули каркас из проволоки, добавили для
совершенной красоты обводов две деревянные лыжи и накрыли все пропитанной в
полиэфирной смоле стеклотканью. И лодка стала готовой.
Я видел этого «Наутилуса» в Лосево, в 1970 году! Стеклоткань,
похожая на мокрую газету, провисла на проволоке и так затвердела. Проволоки
торчали из лодки как ребра на дохлой скотине, но воду лодка держала! На ней
гордо ходил в пороге Володя Табачников. Батя перевозил лодку на своем мотоцикле
с коляской. У Лютвинского, к тому
времени уже появилось «заграничное» каноэ, кажется из Латвии, такая же
неподъемная посудина.
Историческая лодка скоро погибла в Лосевских водах, у нее отвалился нос,
где пролегали лыжи, но проволока держалась железно.
Жаль, что мы не бережем свою историю. Такую лодку нужно было бы
водрузить на пьедестал, наподобие танка Т-34, как памятник первым слаломистам
СССР, их мужеству, умению не сдаваться и
побеждать!
Лосево. 1970г Лютвинский В.П.на «заграничном каноэ» (фото из
архива Чайки А.)
|
Лосево 1970г Жуков А. Кириченко В. на самодельных байдарках (фото из архива Чайки А.)
|
Лосево 1970г. Лютвинский В.П. под Жандармом. (фото из архива
Чайки А.)
|
Лютвинский В.П. Рощинка 1971. Фото из архива А.Чайки.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий