Даже единожды побывав в Санкт - Петербурге, невозможно пройти мимо этого примечательного здания в самом центре Невского проспекта. Во многих справочниках и путеводителях Казанский собор назовут жемчужиной, подлинным украшением северной столицы, больше напоминающий дворец, чем церковь. Не менее интересна история и судьба этого памятника архитектуры.
А начиналось все с иконы.
Наступило жаркое лето
1579года. В Казани, бывшем граде татарского ханства,
завоеванном русским войском 25 лет назад, начались пожары. Деревянные дома и
амбары, заборы и все что может гореть, объято дымом и пламенем. Пожар,
начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и
обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета,
думая, что Бог прогневался на христиан.
Сгорел до тла и дом
стрельца Онучина.
Спустя какое то время
его десятилетней дочери Матрене снятся странные сны, в
которых является Божья Матерь и велит достать ЕЕ икону из под земли. Девочке,
понятно, никто не верит, а сны продолжаются. Наконец, Матрена вместе со своей
матерью идут на пепелище и раскапывают на метровой глубине икону, завернутую в
рукав от рубахи. Лик иконы был ясный будто только написанный и нисколько не
пострадавший от огня или сырости. На место чудесного обретения прибыл
архиепископ Иеремия, после молебна, перенесли образ с Крестным ходом в
Благовещенский собор. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и
Никита.
События эти описал
священник Никольской церкви, Ермолай, будущий митрополит Казанский а затем
патриарх Московский Гермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное
время.
В том же году о чудесном обретении иконы узнал царь
Иван Грозный, в Москву была доставлена список(копия) иконы. Государь был очарован рассказом, по его повелению
в Казани построили на месте чудесного
явления Богородицкий девичий монастырь, и первой монахиней там стала Матрена.
Казанский Богородицкий монастырь |
Удивительно, что набожный Иван Грозный не потребовал икону в Москву, а довольствовался списком. Со дня обретения эта икона находилась в Казани, до дня своего исчезновения в 1904году.
История обретения иконы вполне удовлетворила весь православный мир, за все последующие века никто не задался вопросом:
- Кто закопал в землю эту икону, как долго она там пролежала и, самое интересное, как попала эта икона в татарские земли, где главенствует мусульманская вера. Вполне простое духовное объяснение этой легенды становится очень сложным и неоднозначным в мире материальном. А ведь сама икона вполне материальна, как и все написанные списки, как все окружающие люди и события.
Стоит напомнить, что приволжские земли заселялись с древнейших времен народами, имевшими свою культуру и развитые торговые отношения с другими странами. Люди, жившие здесь до татар, называли себя булгарами. В летописях есть упоминание о двух походах Владимирского князя Андрея Боголюбского в эту страну, сложившихся для него не очень удачно. Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, тяготел к красивому. Сохранились в своем великолепии церковь Покрова на Нерли, часть дворца Андрея, стены которых украшают орнаменты и скульптура. Но есть и другое упоминание, связанное с иконой.
После окончательного утверждения Юрия Долгорукого в
Киеве Андрей снова был посажен отцом в Вышгороде, но уже в 1155 году Андрей неожиданно уехал во Владимир.
Вот как описывает эту историю Н.И.Костомаров.
Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св.
Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св.
евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что,
будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась
посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять
её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей
задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой
земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет
особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая
и диякона Нестора, Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и вместе с
княгинею и соумышленниками тот час после того убежал в суздальскую землю.
По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и
велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения
построил село Боголюбово, которое со временем стало его любимым
местопребыванием.
Владимирская икона это
уже другая история, но могло ли быть похожее событие, и в нашем случае? Пусть
не связанное с именем великого князя, пусть это будет торговец, коллекционер,
ценитель искусства Византии, купивший эту икону, во время путешествия? Так она
попадает в город, который еще не скоро назовут Казань, через пару столетий. Придут
татары, завоюют булгар, сама культура этого народа и города исчезнут, а булгары
станут татарами и сменятся поколения, язычники татары примут ислам…
А икона все будет ждать своего часа и час этот
пробьет восьмого июля, после пожарища.
Комментариев нет:
Отправить комментарий