вторник, 9 февраля 2016 г.

КАЗАНСКИЙ СОБОР САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

                                                                    

Даже единожды побывав в Санкт - Петербурге, невозможно пройти мимо этого примечательного здания в самом центре Невского проспекта. Во многих справочниках и путеводителях Казанский собор назовут жемчужиной, подлинным украшением северной столицы, больше напоминающий дворец, чем церковь. Не менее интересна история и судьба этого памятника архитектуры.








 А начиналось все с иконы.                            
 Наступило жаркое лето 1579года. В Казани, бывшем граде татарского ханства, завоеванном русским войском 25 лет назад, начались пожары. Деревянные дома и амбары, заборы и все что может гореть, объято дымом и пламенем. Пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан.                                            
 Сгорел до тла и дом стрельца Онучина.
 Спустя какое то время его десятилетней дочери Матрене снятся странные сны, в которых является Божья Матерь и велит достать ЕЕ икону из под земли. Девочке, понятно, никто не верит, а сны продолжаются. Наконец, Матрена вместе со своей матерью идут на пепелище и раскапывают на метровой глубине икону, завернутую в рукав от рубахи. Лик иконы был ясный будто только написанный и нисколько не пострадавший от огня или сырости. На место чудесного обретения прибыл архиепископ Иеремия, после молебна, перенесли образ с Крестным ходом в Благовещенский собор. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.                
   События эти описал священник Никольской церкви, Ермолай, будущий митрополит Казанский а затем патриарх Московский Гермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время.                                           
В том же году о чудесном обретении иконы узнал царь Иван Грозный, в Москву была доставлена список(копия) иконы.  Государь был очарован рассказом, по его повелению  в Казани построили на месте чудесного явления Богородицкий девичий монастырь, и первой монахиней там стала Матрена.
Казанский Богородицкий монастырь
    Считается, что Икона «Казанская Божья Мать» стала символом покровительства всей России. Ее обретение на нашей земле не случайно: это знак того, что Богоматерь принимает под свой присмотр все российские земли, включая и казанские, и благословляет новообращенных христиан. О многочисленных случаях исцеления от этого образа давно идет слава по всему миру. Кроме того икона неоднократно даровала защиту от нападения врагов. С ее прообразом связывают освобождение Москвы от захвативших город поляков в 1612 году, победу русских войск в битве под Полтавой в 1709 году, а также победу в войне с Наполеоном в 1812 году. День чудесного явления образа (8/21 июля) отмечается как большой праздник по всей России.  В год явления ее в Казани начался знаменитый поход казачьего атамана Ермака Тимофеевича, закончившийся присоединением Сибири. За последующие несколько десятков лет русские люди прошли на восток многие тысячи километров и в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану.
    
Удивительно, что набожный Иван Грозный не потребовал икону в Москву, а довольствовался списком. Со дня обретения эта икона находилась в Казани, до дня своего исчезновения в 1904году.                                                    
История обретения иконы вполне удовлетворила весь православный мир, за все последующие века никто не задался вопросом:

                - Кто закопал в землю эту икону, как долго она там пролежала и, самое интересное, как попала эта икона в татарские земли, где главенствует мусульманская вера.  Вполне простое  духовное объяснение этой легенды становится очень сложным и неоднозначным в мире материальном. А ведь сама икона вполне материальна, как и все написанные списки, как все окружающие люди и события.   
Стоит напомнить, что приволжские земли заселялись с древнейших времен народами, имевшими свою культуру и развитые торговые отношения с другими странами. Люди, жившие здесь до татар, называли себя булгарами. В летописях есть упоминание о двух походах Владимирского князя Андрея Боголюбского в эту страну, сложившихся для него не очень удачно. Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, тяготел к красивому. Сохранились в своем великолепии церковь Покрова на Нерли, часть дворца Андрея, стены которых украшают  орнаменты и скульптура. Но есть и другое упоминание, связанное с иконой.                                
После окончательного утверждения Юрия Долгорукого в Киеве Андрей снова был посажен отцом в Вышгороде, но уже в 1155 году Андрей неожиданно уехал во Владимир. 

Вот как описывает эту историю Н.И.Костомаров.
Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тот час после того убежал в суздальскую землю.
   
По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения построил село Боголюбово, которое со временем стало его любимым местопребыванием.     

Церковь Покрова на Нерли

Боголюбово. Храм Рождества Богородицы и Лестничная башня



Владимирская икона это уже другая история, но могло ли быть похожее событие, и в нашем случае? Пусть не связанное с именем великого князя, пусть это будет торговец, коллекционер, ценитель искусства Византии, купивший эту икону, во время путешествия? Так она попадает в город, который еще не скоро назовут Казань, через пару столетий. Придут татары, завоюют булгар, сама культура этого народа и города исчезнут, а булгары станут татарами и сменятся поколения, язычники татары примут ислам… 
   А икона все будет ждать своего часа и час этот пробьет восьмого июля, после пожарища.                                  
                       
                                                        
    

Комментариев нет: