Казанская чудотворная икона Божией Матери быстро
сделалась известной в широких массах русского православного народа и стала
одним из наиболее почитаемых в России изображений Царицы небесной.
Существует множество
списков иконы Казанской Божьей Матери, которые украшают многие дома, храмы и
церкви, но самыми древними признаны только два.
Что можно сказать об
этих Образах?
Интересное расследование проводит доцент
Санкт-Петербургской Духовной Академии В.Н. Некрасов http://www.icon-favor.ru/?page=1054
Он приводит рассуждения
многих авторов, что подлинная Казанская икона Богородицы все время, до ее
похищения в 1904 г., находилась в Казани, в женском Богородицком монастыре, а
московская икона есть один из многочисленных древних списков с казанского
подлинника, такой же копией является и петербургская икона, но никак не
оригиналом. В действительности же петербургская и московская иконы не имеют
между собою ничего общего: это два различных списка с казанского прототипа.
Московский священник Н.
Романский приводит ряд исторических свидетельств, подтверждающих, что
московский список в XVII и XVIII столетиях пребывал именно в Москве, а не в
другом каком-либо месте. Так, на нижнем поле московской иконы с лицевой стороны
сделаны две надписи - одна от 1687 г., а другая от 1754 г. Первая гласит:
"Сей пречистый образ поновлял Михаил
Малютин";
И другая:
"а
сего 1754 года - паки сей святой образ поновляла госпожа баронесса Прасковья
Ивановна Строганова".
Петербургская святыня
является обетной иконой, выполненной по заказу вдовствующей царицы Прасковьи
Федоровны супруги царя Иоанна Алексеевича, брата Петра I. Обетные иконы
создаются в благодарность за избавление от опасностей и болезней, которые
угрожали родным и близким, или в память о важном событии. Икона была привезена
в Петербург в 1710году повелением Петра.
Подлинность второй надписи, по мнению отца Н.
Романского, не подлежит сомнению, а по словам Г. Тренева, интересовавшегося
вопросом о Казанской иконе Богородицы, подпись Малютина также подлинна и ему
хорошо известна.
Отсюда отец Н. Романский делает совершенно
правильный вывод, что московская чудотворная икона Казанской Божией Матери не
была перенесена в Петербург ни при Петре I, ни после него.
В 1720году этот образ был
взят Новгородским архиереем Феодосием, для реставрации, ибо:
"…Тот явления Казанской Пресвятой Богородицы
образ по обещанию вновь написан и украшен достоблаженныя памяти царицы и
великия княгини Парасковии Федоровны и от нас немалым иждивением".
По мнению отца Н. Романского, выражение "образ
… вновь написан" следует понимать в смысле "вновь переписан",
или полностью реставрирован. Таким образом, петербургская икона может
относиться даже к концу 16 века.
Казанская Богоматерь. Санкт- Петербург |
До 1727 г.
Рождественской церкви было разрешено икону Казанской Богоматери выносить в дома
прихожан "ради моления болящих". Очевидно, она прославилась даром
чудотворения. А. Завьялов замечает по этому поводу,что 1727 г. и следует
считать началом признания этой иконы чудотворной.
В.Н.Некрасов приводит размеры икон Казанской Божией
Матери: явленной, московской и петербургской.
Первая имеет
размеры 6 х 5 вершков,(26х22см)
Вторая - 5 х
8 вершка,(22х35см)
Петербургская
- 13 х 12 вершков24) (57х53см)
«Богородица на явленной иконе, находившейся в Казани, представлена в
красивом греческом типе с правильно построенным лицом с возвышенным выражением.
Высокие художественные достоинства иконы и греческий характер лика Божией
Матери свидетельствуют о принадлежности иконы кисти незаурядного художника и
косвенно - о ее древнем происхождении25)».
Здесь можно было бы поставить точку, с глубоким
сожалением, что за триста с лишним лет не нашлось ни одного фотографа или
художника иконописца, который бы точно скопировал этот первообраз для истории и потомков. Но видно, подлинная история Образа сложнее любого
написания.
В 2004году на канале 6 под
руководством Н.Шаховнина (научный консультант Д.Хафизов, режиссер
Н.Панкратова) выходит документальный фильм, где приводится новая версия о
первообразе иконы. По этой версии в 1579 году в Москву отправляется не копия а оригинал
иконы! Оказывается, Иван Грозный после пожара в Москве в 1547году, когда в огне
погибли многие древние реликвии, стал собирать оригиналы икон из многих
городов, оставляя на их месте копии. Так в Москве оказался Спас на
Престоле из Новгорода. « Копию», доставленную из Казани встречал
лично царь. Эти подмены делались с соблюдением тайны и записями в книгах
не сопровождались. Так что по этой версии в Казани в 1904году
погибла копия иконы. Но где же явленная Казанская икона? Этот образ был глубоко
почитаем династией Романовых, считалось, что Казанская Богоматерь - защитница
семьи, икона Романовых называлась Царской.
Икона была уничтожена или исчезла в 1917году, а вместе с ней погибла и семья
Романовых.
Во всей этой истории есть и доля мистики, словно
истинный облик Богоматери не дано знать простому человеку. На самом деле, Казанская Богоматерь
многолика, существуют бесчисленные копии ее образа, многие списки исчезли, но
появляются новые чудотворные иконы, они помогают людям найти опору в жизни и
вселяют надежду верующим. Ведь главная сила иконы и веры в том, что ты сам вкладываешь в образ, с чем приходишь к нему, в тебе самом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий