суббота, 13 февраля 2016 г.

Интерьеры, иконостас



Премаци Луиджи. Интерьер Казанского собора


Изнутри храм напоминает больше огромный дворцовый зал, чем храм. Три его нефа разделяются великолепными колоннами из розового финляндского гранита, они создают основной эффект от внутреннего убранства собора и придают ему исключительную торжественность.                                                
Четыре мощных пилона поддерживают стройный и легкий купол, состоящий из трех оболочек. Его диаметр превышает 17 м. Внешняя оболочка включает в себя ребра из кованого железа расходящиеся радиально. В свое время высказывались сомнения в прочности этой конструкции, но проект Воронихина оказался безупречным как с художественной, так и с технической точки зрения.

Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.
Торжественный и строгий интерьер храма первоначально включал разнообразное художественное убранство. Лепка сводов, парусов и купола не дошла до наших дней. Скоро  она стала осыпаться и была частично заменена декоративной росписью. 


Чернецов Г. Г., Интерьер Казанского собора в Петербурге. Начало 1830-х годов.
На картине показан иконостас работы А. Н. Воронихина, позже заменённый на созданный К. А. Тоном.

Иконостас А.Н.Воронихина

Серебряный иконостас К.А.Тона 1836г

 56 монолитных колонн из красного гранита, добывали на острове Сорвали близ Выборга. Бронзовые капители колонн созданы на заводе Ч. Берда литейщиком Тарасом Котовым. Пол в зале покрыт несколькими тысячами плит из шокшинского камня и олонецкого мрамора.                          
В марте 1803 года Воронихин подготовил список всех произведений живописи для Казанского собора, определил их местоположение и размеры. Весь заказ был передан в Академию художеств. Над ним трудились видные мастера классицизма, лучшие художники Академии живописцы В. Л. Боровиковский, С. А. Бессонов, А. И. Иванов, О. А. Кипренский, Г. И. Угрюмов, В. К. Шебуев К. Брюллов и другие. От былого живописного великолепия сейчас мало что осталось в соборе. Большая часть картин сейчас находится в Русском музее.

Генерал Платов, через Кутузова, в декабре 1812 года передал  Церкви 40 пудов трофейного серебра, которое русская армия отняла у отступающих французов. Фельдмаршал, от лица воинов, предлагал  изготовить из драгоценного металла четыре фигуры евангелистов для внутреннего убранства Казанского собора. Модели фигур изготовил И. А. Мартос, но этот проект не понравился обер-прокурору Синода А. Н. Голицыну и был забракован. Через несколько лет серебро решили использовать для изготовления нового иконостаса, но все средства теперь уходили на строительство Исаакиевского собора.  Первоначальный иконостас был заменён на серебряный только в 1836 году. Его создал архитектор К. А. Тон.
Иконостас, вновь созданный в 2000 году переместили на 4 метра в сторону зала
На фасаде северного портика, в специальных нишах разместили четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В. И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И. П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов). У ног последнего размещены меч со львом, символом Швеции. На льва опирается русский щит.


Иоанн Креститель  и Андрей Первозванный


Доминантой скульптурного убранства северного фасада Казанского собора являются бронзовые двери, обрамленные мраморным наличником. Они представляют собой приближенную копию восточных дверей флорентийского Баптистерия, исполненных в 1442 году по модели скульптора Лоренцо Гибберти. Двадцать один год работал мастер, создавая свой шедевр. По преданию, восхищенный искусством скульптора Микеланджело назвал двери Райскими. В Петербурге бронзовые двери, установленные в 1811 году, стали именоваться Флорентийскими вратами.


Флорентийские ворота


Райские врата Флорентийского Баптистерия
Постаменты для статуй
Каменные пьедесталы, до сих пор стоящие по обе стороны колоннады, предназначались для скульптур архангелов Михаила и Гавриила. Эскиз фигур был заказан академику А. И. Иванову ещё в 1803 году.  Комиссия по строительству собора работу Иванова не приняла. Новый проект создал  И. П. Мартос, но время было потеряно.  К  открытию храма он изготовил фигуры из гипса, покрыл бронзовой краской в расчёте на будущую отливку фигур из бронзы. Но заменить их бронзовыми так и не удалось. Гипсовые архангелы со временем обветшали и в 1824 году их пришлось убрать. В 1910 году рассматривалось предложение восстановить фигуры архангелов Михаила и Гавриила на пьедесталах у колоннад. Но ни у правительства, ни у причта Казанского собора, опять не оказалось  денег.



Когда стройка подходила к концу, архитектор напомнил о своей идее построить колоннаду и с южной стороны здания, которая бы повторила северную, состоящую из 96 колонн. Эта идея была принята и даже замечена  в записной книжке Александра I за 1819 год, где он планирует наиболее значимые постройки в центре Петербурга. Крылья этих двух колоннад, по замыслу зодчего, с западной стороны смыкались с концами огромной дуги - решетки на пилонах. Там, где решетка соединялась с колоннадой, предполагалось установить на высоких гранитных постаментах величественные фигуры апостолов Петра и Павла.


 Но  южная колоннада так и не была построена. Полукруглая ограда, по замыслу архитектора, замыкавшая пространство между колоннадами, теперь потеряла всякую связь с собором. Оставаясь прекрасным образцом искусства литейщиков и каменотесов, ограда стала частью сквера, расположенного рядом.


Для фигур апостолов под Выборгом были изготовлены две гранитные глыбы весом около 1 500 пудов. Одна из них утонула при погрузке на баржу, а вторая упала с платформы при её транспортировке к храму по улицам Петербурга.    Несколько десятилетий кусок скалы перегораживал Аптекарский переулок. В конце концов, этот камень пригодился для строительства фундамента Спаса на крови. Утонувшая глыба в 1911 году пошла на изготовление пьедестала памятника адмиралу С. О. Макарову в Кронштадте.
Теперь Казанский собор с запада и юга обступают дома, арку ограды отделяет от собора Казанская улица, а с востока пространство отрезает канал.
Гениальный замысел Воронихина по формированию четырех площадей вокруг Казанского собора так и не был воплощен.

Фонтан в   сквере у собора
Памятник Макарову на Якорной площади в Кронштадте
Ко дню завершения работ в старой Рождественской церкви провели последнюю службу. Сразу после неё казанскую икону переместили в установленную рядом палатку, после чего приступили к разборке старого храма. 15 сентября 1811года состоялось освящение Казанского собора. К торжественному дню чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен богатейшей ризой из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом.

"Торжество сие происходило самым блистательным образом в присутствии Его Императорского Величества и всей Августейшей Фамилии. Начиная от Зимнего Дворца, до самого нового Собора, стояли в параде войска здешнего гарнизона. Все места со всех сторон усеяны были народом. 

Нельзя представить себе ничего величественнее бывшего по сему случаю крестного хода, два Архиерея, подняв Святую Икону Божией Матери, обходили вокруг сего великолепнейшего Храма, при сооружении коего, кажется, все искусства спорили между собою в совершенстве." 

Графом Строгановым Александру I были вручены ключи от нового храма,  архитектора А. Н. Воронихина наградили орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.

Невский проспект 1820г


До 1826 года перед колоннадой собора простоял деревянный обелиск. ( Еще одно сходство с площадью  собора Св. Петра) Воронихин предполагал наличие здесь каменной стеллы, но из-за недостатка средств это осуществлено не было. Зарезервированную для этой цели запасную гранитную колонну  увенчали шаром и отправили на Васильевский остров в сад Академии Художеств по случаю празднования 50летия.

..........................................................

Я вспоминаю, как желторотым юнцом в 70тые годы приходил к собору. Ночью он особенно эффектен. Таинственный лес колоннады манил и пугал, строгие линии форм и изгиб громадной арки. Теплая шершавость камня. Застывшие фигуры полководцев и белый пушистый снег, падающий с неба как молчаливый привет от Бога. И гулкая черная пустота пространства.
Я стоял в тени колонн и разглядывал бронзу барельефа на гигантских Флорентийских воротах. Фигурки людей, куда - то бегущая толпа, там разворачивалась баталия,картина мне непонятная и потому не трогающая ум. Две или три бронзовые головы, выступающие из плоскости двери, были отпилены чьей то варварской рукой. И странное дело, зародилась сумасшедшая и дикая мысль тоже прийти сюда с ножовкой… Мы были дети своего времени..

Под карнизом портика  большими буквами читалась надпись:
Музей истории религии и атеизма.



Комментариев нет: