пятница, 12 февраля 2016 г.

Собор.



Казанский собор. Санкт - Петербург. Вид со стороны канала Грибоедова

Там, где сейчас стоит Казанский собор, в начале XVIII века, на месте пересечения Невской першпективы и речки Кривуши, стояли деревянные строения госпиталя и дома его служащих.  В 1710 году при этом госпитале была построена часовня.

Прасковья Федоровна Салтыкова  (1664-1723), вдова Иоанна V и невестка Петра I, переехала жить из Москвы в Петербург в 1708 году, и поселилась с дочерьми на Петроградской Стороне, с собой она привезла список иконы Божией Матери Казанской. Царица участвовала в его написании и украшении. Через два года на Посадской улице уже появится Казанская часовня, а скоро там же отстроят и деревянную церковь. Вероятно, среди народа прирастала  слава об иконе.                                   
Шли годы, умер ПетрI,не успевший сказать, кому отдать ВСЕ. После кончины его вдовы Екатерины I встал вопрос о престолонаследии. Прямых наследников не оказалось и царствовать посадили Анну Иоанновну, дочь Прасковьи Федоровны, впоследствии, нареченной в народе Анной Кровавою.   Но царица не забыла об иконе,  пожелала построить для близкого ей по воспоминаниям образа большой каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.


Церковь Рождества Богородицы


Церковь была с деревянным куполом и колокольней над входом и имела сходство с Петропавловским собором. Карниз Рождественской церкви украшали скульптуры апостолов и других святых.  Она была открыта в 1737 году. Освящение храма состоялось 13 (24) июня в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до этого в храм была перенесена Икона. 

Императрица Анна Иоанновна
Екатерина, супруга Петра III

Интерьер церкви Рождества Богородицы
Екатерина II в день переворота 22 09 1762 г.  у стен Рождественской церкви

Павел I венчался в этой церкви и когда, наконец то, стал императором, задумал возвести красивый храм достойный новой столицы и Невского проспекта.  В 1799 году был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождественской церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П.Гонзаго, Ч.Камерон, Д.Тромбаро и другие. Однако, ни один представленный проект утверждён не был. Ларчик открывался просто, во время посещения Италии, Павел был очарован грандиозной красотой  собора Святого Петра в Риме. Может Гонзаго и Камерон не знали об этой мечте императора, а возможно, просто не представляли, как можно осуществить такой проект на Невском проспекте.                                              
Как это важно верно определить, откуда дует ветер! Сколько в истории было неожиданных взлетов или изломанных судеб, в связи с этим. Через год граф Строганов А.С. крупнейший землевладелец, коллекционер и  благотворитель, президент Императорской Академии художеств, вытягивает свой счастливый билет. А вместе с ним и никому не известный архитектор, бывший крепостной Строгановых Андрей Никифорович Воронихин, его проект собора понравился царю и получил одобрение! Блестящее решение архитектора связать Невский проспект со зданием церкви грандиозной 4х рядной колоннадой коринфского ордера удовлетворило амбиции Павла, и превратило Казанский собор в центр одного из первых в Петербурге архитектурного ансамбля.

Проект Казанского собора  архитектора Кваренги

Проект Казанского собора арх. Воронихина


Колоннада в виде полукруга открывалась в сторону Невского проспекта и одновременно скрывала за собой здание собора, невыгодно расположенное боком к главной магистрали столицы. По церковным канонам все православные церкви  ориентированы на запад входом и алтарной частью на восток. Это уникальное решение с колоннадой не пришло в голову мэтрам архитектуры, но блестяще использовалось  Воронихиным.
План Казанского собора
Собор и Казанская площадь





Собор Святого Павла. Рим

При этом, при внешней похожести архитектурных ансамблей Казанского собора и Собора Святого Петра видны и различия.  Главная площадь Ватикана замыкается колоннадами в кольцо, а колонны на Казанской площади открывают площадь к Невскому проспекту, создают атмосферу праздника и свободы.

Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы.
Колоннада

Проект не был полностью реализован. Сначала скончался главный идейный вдохновитель Павел I. Затем помешала война. Потом, как обычно, в казне не хватало средств.  Сразу после войны в северной столице началось строительство другого грандиозного собора Исаакиевского.  Казанский собор, в том виде каким он был создан и дошел до наших дней, без сомнения, украсил Петербург и пополнил  мировую сокровищницу памятников архитектуры.
Что касается собора Святого Петра в Риме, послужившего прототипом, то похожими здесь можно назвать только арки колоннад. Ни о каком «копировании» даже не идет речи, это не сопоставимые объекты. Собор Святого Петра - крупнейшая христианская церковь в мире, размеры собора огромны, их можно сравнить, разве что, с пирамидой Хеопса, высотою 144 метра. (Высота собора 136 метров) Вместимость Римского чуда- 60тысяч человек, плюс 400 тысяч на площади. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров. Список архитекторов включает в себя 20 знаменитых имен эпохи Возрождения, а строили собор и обустраивали площадь более 150 лет. Когда то на этом месте располагались сады цирка Нерона. В 1506 году был утвержден проект Донато Браманте, и началось возведение сооружения в форме греческого креста. Алтарь собора был размещен над могилой Святого Петра, мученически погибшего здесь, в цирке в 66 году. Задачи для зодчих этого сооружения ставились грандиозные, и весь Католический мир участвовал в его постройке. Но при всей колоссальности, собор Святого Петра не имеет целостности своего архитектурного решения. Слишком много великих архитекторов в разное время выражали свое видение и все новые задачи церкви. Так, даже основная композиция здания в плане все время менялась. Менялись пропорции, достраивались стены, здание вытягивалось от равносторонней формы греческого креста, к вытянутой – латинского. А потом наоборот. 

Микеланджело остаток своей жизни посвятил возведению купола, своими руками воздвиг  этот памятник своему гению. Но заканчивали купол уже другие, живопись, скульптура, достались следующим и так далее. Карло Мадерно пристроил к собору с каждой стороны по три часовни. Из-за этого фасад, зрительно уменьшает и частично заслоняет собой купол. Теперь, чтобы увидеть купол таким, каким его задумал Микеланджело, надо смотреть на него издали, или сверху.

Собор Святого Петра, спору нет, грандиозное сооружение, но ближе и родней нам остается Казанский собор. 


Вид Казанского собора в Санкт - Петербурге. Художник Алексеев Ф.Я.
                     

При всем этом, вызывает неловкую улыбку некоторые высказывания современников Воронихина, пытавшихся поставить архитектора на его «заслуженное» место, действуя по принципу:  - А ты кто такой?
Вот дошел до нас такой «вердикт ценителя архитектуры» Ф. Вигеля:
 «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело»

Наверное, таких вигелей было немало, поэтому хочется подкрепиться еще одним авторитетом, правда литературным.     В стихотворении сборника «Камень» (1913) Осип Мандельштам сравнивал Казанский собор с «лёгким крестовиком-пауком»:
 «А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме, — ну так что ж! Ты каждый раз, как иностранец, Сквозь рощу портиков идёшь».



Граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
В 1800 году была создана "Комиссия о построении Казанской церкви" во главе с графом. Она получила широчайшие полномочия. Комиссия распоряжалась всеми ассигнованиями на постройку собора, ей были переданы государственные кирпичные заводы, Олонецкие мраморные каменоломни и материалы с мызы Пелла.                                                 
    
В 1801 году комиссия доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира. На эту просьбу Павел I ответил отказом: 
"В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся".                                                 
Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы (Невский пр., 25). Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора.

На церемонии закладки Казанского собора Павел I уже не присутствовал в виду того что был убит в марте 1801 года. 27 августа в закладке участвовал его сын, новый император - Александр I. Газета "Северная Почта или Новая Санкт Петербургская газета" описала торжество следующим образом:

«Лета Господня 1801 года Августа 27го дня положено основание святому храму сему во имя пресвятыя Богородицы чудотворная ея иконы Казанския, повелением блаженныя памяти Государя Императора Павла Петровича, в царствование же и при Высочайшем присутствии Благочестивейшаго Самодержавшейшаго Великаго ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА всея России,… в первое лето по Взошествии на ПРЕСТОЛ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА. - Строил Архитектор Воронихин.» 

Изначально Казанский собор планировали возвести к 1804 году, однако в действительности работы затянулись более чем на 10 лет. Строился собор южнее Рождественской церкви, всё это время она продолжала свою работу. Имеющиеся к тому времени строения на углу Невского проспекта и Мещанской улицы и близ Зимина переулка были снесены (11 частных домов). За каждый из них владельцам было заплачено по 500 рублей.

Подготовка к строительству проходила на фоне патриотического подъёма. Это стало причиной того, граф Строганов предложил возводить Казанский собор только силами русских мастеров, только из отечественных строительных материалов.

Первое время, рабочие занятые на стройке жили за городом в землянках. Некоторых из них разместили в бараках на Конюшенной площади.
Рабочий день строителей Казанского собора летом устанавливался с 4 часов утра до 9 часов вечера. Зимой - с 5 часов утра до 8 часов вечера.                               
Иностранцы изумлялись:
" Эти простые мужики в рваных полушубках, пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно их копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки собора торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза, работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли своё дело."

Большую помощь при строительстве храма оказал военный губернатор Петербурга Михаил Илларионович Кутузов, он предоставлял территории для мастерских и складов, выделял солдат для неотложных и трудоёмких работ.
Основным строительным материалом  стен стал Пудостский камень, который добывали под Гатчиной, в деревне Пудость. Камень этот легко пилится, добытый из земли он на воздухе набирает прочность. Тончайшую резьбу по камню внутри собора выполнял мастер самоучка Самсон Суханов. 
           

Комментариев нет: