В 1905м стали возвращаться прежние симптомы.
Снова алкогольный гнев, припадки ярости, кошмарный бред. Обратились за помощью
к Усольцеву, и Федор Арсеньевич приехал
из Москвы за Врубелем. Врубель всё понимал, не противился. Накануне отъезда он пригласил попрощаться дорогого
своего учителя Павла Петровича Чистякова и друга веселой юности Весселя. Утром
6 марта Врубель в сопровождении Усольцева побывал в Академии художеств на
выставке ее питомцев. Перед поездом Федор Арсеньевич отвез его в Панаевский
театр, Врубелю захотелось услышать певицу, умеющую «петь как человек». Надежда
Ивановна, с тревогой узнав, что муж в театре, примчалась туда.
Впереди была лишь одна тревожная неопределенность.
Усольцев действовал на Врубеля так успокоительно, что тот сразу
почувствовал себя лучше. Но болезнь
брала свое. В речи он по - прежнему
путается, его мучают голоса и видения, но когда разговор касался искусства,
Врубель преображался, изумлял необыкновенной ясностью памяти - в этом было даже
что то болезненное.
-
Постоянные галлюцинации и голоса, которые обещают различные казни, он видит
пропасть под ногами, улицу, процессию и мертвые тела. Затем красивая беседка из
цветов, очень спокойное море и отражения звезд.
На акварели 1905го года Серафим уже не так строг и
беспристрастен, как на картине, в руках осталась только лампада. Ангел печально
смотрит на пророка – художника. Тема пророка заняла место демона и стала
последней в творчестве Врубеля.
Шестикрылый Серафим 1905г |
Вспоминает Валерий Брюсов.
Доктор Усольцев, человек поразительно живой, интересный,
завсегдатай всех премьер в Москве, но со странными сумасшедшими глазами
попросил подождать. Отворилась
дверь и вошел Врубель, нервной, тяжелой походкой. Я ужаснулся. Это был хилый,
больной человек в грязной, измятой рубашке, с красноватым лицом, глаза как у
хищной птицы, одним словом - сумасшедший!
Он стал меня рассматривать, по особенному, пристально и тут выражение его лица
изменилось! Во всех движениях Врубеля
было заметно явное расстройство, но едва его рука брала уголь или карандаш, она
приобретала необыкновенную уверенность и твердость. Линии его были
безошибочны. Творческая сила пережила в
нем все. Человек разрушался, умирал, мастер продолжал жить.
С каждым днем портрет оживал, передо мной стоял я сам, со
скрещенными руками. В той атмосфере безумия, разлитой вокруг, я временами терял
различие, где я подлинный – тот который позирует и сейчас уйдет, или другой, на
полотне, который останется с безумным и гениальным художником.
Портрет В.Брюсова 1906г |
Тем более я был поражен, когда однажды утром, доктор
Усольцев рассказал, как застал Врубеля раздетым, обходящим на корточках кругом
свою комнату. На вопрос доктора, Врубель ответил, что на него наложена епитимья
и за свои грехи он должен 100 раз обойти комнату в этом положении.
Судьба готовила новый страшный удар. Художник стал слепнуть.
Весной 1906го, еще работая над портретом Брюсова, Врубелю начала изменять рука. Он еще работал над портретом, а заканчивая его уже не видел своей работы, и сестра настояла, чтобы он прервал работу.
Уже ничего нельзя было сделать, болезнь замыкала свой жестокий круг. Вдобавок, Врубель терял осязание, едва передвигался и стал совсем беспомощным.
Временами он понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен - слепой...
Видение пророка Иезекиля 1906г |
В последней картине Видение пророка Иезекиля фигура ангела с поднятыми руками, в его взоре
сострадание; и профиль Иезекиля, с чертами художника, снизу взирающего на
ангела – все это тонет в хаосе линий, пятен, перьев, крыльев, словно в
воспаленном сознании слепнущего, прощальный взгляд перед тем как окончательно
погаснуть.
В галлюцинациях Врубелю часто виделся ангел, заменяющий ему
глаза на изумрудные.
Вспоминает
профессор Усольцев Ф.А.
Он творил всегда, непрерывно и творчество его было также
легко и необходимо как дыхание. Я видел
его на крайних ступенях возбуждения, спутанности мыслей и чувств… и он все - таки
творил. Он покрывал стены своего домика фантастическими линиями и красками,
он лепил из глины, и всего что попадало
под руки, чудовищно нелепые фигуры. Это были обрывки, не успевающие за
несущимся потоком сознания. Затихала болезнь, темп творчества замедлялся и руки поспевали за ним и
тогда прорывались на бумагу образы: то голова пророка, с глазами полными тоски,
то ангел с кадильницей, с бесстрастным и прекрасным лицом. Это был настоящий творец – художник, который творил
всегда, легко и свободно, никогда ничего
не выдумывая.
Слепнущего Врубеля перевозят в Петербург, в комфортную клинику
Канасевича, на улице Песочной, потом в клинику Бари на Васильевском, здесь не
так дорого и удобней навещать.
Анна Александровна навещала брата каждый день, говорила,» что
ослепнув, он нравственно прозрел, просветлел, раздражение уже не возвращалось.»
Но временами, Врубель рвет на себе платье… иногда простаивает ночи у постели,
не ложась, отказывается от еды и говорит, что если он не будет есть 10 лет, он
прозреет. [6]
Теперь он стесняется своих старых знакомых:
- Зачем им приходить, ведь я их не вижу!
Забела пела мужу и это доставляло ему большое удовольствие, но иногда он был занят своим, что не мог слушать ни пения, ни чтения и рассказывал свои сказки галлюцинаций, вспоминала Екатерина Ге.
Внешний мир все меньше соприкасался с художником, но он очень хорошо многое помнил. Взявши за руку жену, он говорил: "Ты пополнела!"[6]
Теперь он стесняется своих старых знакомых:
- Зачем им приходить, ведь я их не вижу!
Забела пела мужу и это доставляло ему большое удовольствие, но иногда он был занят своим, что не мог слушать ни пения, ни чтения и рассказывал свои сказки галлюцинаций, вспоминала Екатерина Ге.
Внешний мир все меньше соприкасался с художником, но он очень хорошо многое помнил. Взявши за руку жену, он говорил: "Ты пополнела!"[6]
Его по прежнему, мучают голоса, но в целом вместе со
слепотой приходит успокоение. Порою его речи были похожи на сказку о самом себе.
- Он жил во все века, строил храм с Рафаэлем, расписывал с Микеланджело
церкви Ватикана.
Как и раньше его навещают сестра и жена.
Так проходят годы.
Однажды, после длительного стояния у открытой форточки он
заболел воспалением легких. Он лежал на тюфяке, ничего не ел и только охал,
когда его переворачивали. Последняя запись в истории болезни в марте 1910 го.
Утром 37,1, вечером 39,0. На этом записи
обрываются.
В последний свой день особенно тщательно привел себя в порядок,
сам причесался и вымылся с одеколоном, горячо поцеловал руки жены и сестры. И
только ночью, придя в себя, сказал санитару:
- Николай, довольно уже здесь лежать, поедем в Академию.
Через сутки Врубель уже в гробу торжественно был перевезен в
свою Альма Матер.
Вспоминает
Екатерина Ге.
-
Анна Александровна попросила Надю в лечебницу и мы сразу поехали. Нам долго не открывали, за стеклянной дверью мы видели каких- то людей,
не обращавших на нас никакого внимания, это были больные.
Все
кончилось за десять минут, до нас. Сестра была с ним. Агонии не было, просто он стал реже дышать,
закрыл глаза и ушел.
Служитель
закрыл окно и приступил к обмыванию.
Надгробный плач. Кирилловская церковь 1884г |
3 апреля состоялись похороны. Был яркий солнечный день,
множество цветов. Когда закрывали гроб, сестра стала на колени, молчаливая и
покорная. Священник из Новодевичьего сказал несколько слов:
-
Художник Врубель, я верю что Бог простит тебе твои грехи, так как ты был
работником!
Говорил Блок, речь его была красива…
1 комментарий:
впечатляет! Л Б
Отправить комментарий