Этот храм в Киеве,
один из древнейших, сохранившихся на территории бывшего Древнерусского государства. После Софии Киевской это второй храм в Киеве, со времен Древней Руси. Церковь основана в
XII веке и, к счастью, сохранилась до наших дней.
Церковь во имя святых Кирилла и Афанасия строилась после восхождения на
киевский престол в 1139 году черниговского
князя Всеволода Ольговича, на окраине
города — в сельце Дорогожичи, рядом с которым находилось пересечение
многочисленных дорог, откуда в том числе по переправе через Почайну начиналась дорога на Чернигов. Это был главный собор Кирилловского монастыря,
по-видимому, призванного стать семейной усыпальницей Ольговичей — так же, как усыпальницей Мономашичей служил загородный Выдубицкий монастырь, а
Изяславичей — Михайловский Златоверхий монастырь.
План фундаментов . Реконструкция памятника |
Буровыми скважинами и небольшими
раскопами было выявлено, что в древности к храму примыкали пристройки: с юга —
притвор и небольшая часовня с апсидой в толще ее восточной стены; с севера — 2
прямоугольных помещения. Пристройки эти, по-видимому, одновременны самому
памятнику.
Макет реконструкции и современный вид церкви |
В древности храм представлял собой крестовокупольное, одноглавое типично
византийское сакральное сооружение, ориентированное с запада на восток. С тремя
нефами, и закомарным перекрытием. Пол из поливной керамики, уцелели
значительные фрагменты древней фресковой живописи. Толщина стен доходит до 2х
метров.
Первой здесь была похоронена вдова Всеволода Мария – дочь святого князя
Мстислава Великого и внучка Владимира Мономаха.
В последние годы жизни княгиня приняла в монастыре схиму. Здесь же был пострижен перед
смертью и похоронен ее сын, князь Святослав Всеволодович – один из
главных героев «Слова о полку Игореве». В 1240 году, когда Киев захватили
монголо-татары, монастырь уцелел, но был разграблен. На долгие годы церковь осталась без кровли.
Уникальные фрески и сами стены храма подверглись разрушительному воздействию
осадков и ветров.
В начале XVII века благодаря ревностному защитнику Православия князю
Константину Острожскому началось возрождение обители. При нем были надстроены
четыре боковых купола на крыше. В 1658 –
1677 годах монастырем управлял Мелетий Дзык – бывший ректор Киево-Могилянской
коллегии.
С 1681 по 1697 годы во главе обители стоял игумен Иннокентий
Монастырский. Это было время наивысшего
расцвета Кирилловской обители, которая уступала только Киево-Печерской Лавре. На южной стене церкви среди древних фресок и росписей
17 века находится портрет игумена, олицетворяющий заслуги Монастырского перед
историей этого памятника.
После пожара 1734 года храм
был реконструирован в стиле украинского барокко под руководством
известного киевского архитектора Григоровича-Барского.
Перестройки преимущественно затронули своды, боковые купола, был
пристроен фронтон над входом, оформлены лепным декором окна и
порталы.
Под надзором Григоровича-Барского в 1748—1760 годах возле
церкви были выстроены каменные монастырские здания, построена колокольня с оградою.
Из них сохранилась часть ограды с
угловой башенкой, а колокольня была снесена в советское время.
В 1770 году в Киеве вспыхнула
эпидемия азиатской чумы, и в монастыре разместили госпиталь. Настоятель обители
архимандрит Кирилл всячески противился такому решению, но Священный Синод
постановил, что удачное загородное расположение делает Кирилловский монастырь
наиболее подходящим местом для чумного госпиталя.
Дальнейшую судьбу монастыря определила секуляризационная реформа
императрицы Екатерины ІІ, которая предусматривала изъятие церковных владений и
закрытие ряда монастырей. В 1784 году Екатерина лично посетила Кирилловскую
церковь. Ей очень не понравились казацкие портреты на стенах со стихами во
славу Войска Запорожского. Она приказала оштукатурить и забелить стены. А в 1786 году царскими указами Кирилловский
монастырь был упразднен. В том же году
здесь был открыт Инвалидный дом, туда, в частности, переселили с Подола дом для
умалишенных. В советское время он был
переименован в психоневрологическую больницу им. И. Павлова. Кирилловская церковь продолжала действовать
как приходская и больничная.
В 1860 году в Кирилловской церкви были открыты фрески 12 века. Открытие
совершил священник Орловский. Во время
богослужения от стены отвалилась штукатурка,
и батюшка увидел на стене лицо святого.
Фрески решили расчистить. Руководителем реставрационных работ назначили
архитектора Александра Беретти. Но работы выполнялись плохо
- несколько фресок были почти уничтожены. Беретти, со скандалом,
отстранили от работы.
Через 20 лет реставрационные работы возобновились под руководством
профессора Адриана Прахова, известного искусствоведа и археолога. Роль
координатора работ взял на себя сам император Александр II. Оказалось, что на древних стенах сохранились
фрески на 800 кв. метрах поверхности! В местах утрат стены решили заполнить
новыми изображениями. Работы выполняли
преподаватели и учащиеся Рисовальной школы Николая Мурашко. Чтобы сэкономить
скромные средства на реставрацию, Прахов привлёк около 30 учеников Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, среди которых ныне
классики украинской живописи: Иван Ижакевич, Иван Селезнёв, Сергей Костенко, Николай Пимоненко, а также 10 студентов
Императорской Академии художеств из Петербурга,
среди которых был никому тогда
неизвестный Михаил Врубель.
Интерьер храма |
Кирилловский заповедник 1930 тые годы |
Монастырская стена и арка входа в Советское время. Слева видна колокольня. |
Угловая башня стены. Сохранилась до наших дней. |
Кирилловская колокольня фото 20х годов |
Вид на колокольню и церковь 20-30тые годы |
Разрушение. Уже без шпиля и сводов |
Бетонный памятник Павлову И.П. теперь стоит на месте колокольни. Больные каждую весну старательно подкрашивают бюст зеленой краской |
Когда мы, по
заданию заказчика искали фундаменты колокольни и ограды, этот памятник нам
сильно мешал. Грунт глинистый с камнями, тяжелый. Нашли фундаменты, подвальная часть была засыпана кирпичным боем и мусором. Раскрыли мы часть фундаментов и
оборвали телефонный кабель. Я пошел в соседний больничный корпус, узнать есть
ли связь. Стеклянная дверь в коридор была закрыта. В коридоре беспорядочное
хождение больных, без видимой цели, словно броуновское движение молекул. Стал я
стучать, наконец, подошла старушка, на мои вопросы кротко заметила:
- Нас закрыли.
Через два года этот лечебный корпус отселили для капитального
ремонта. Наконец то, я попал в этот коридор. Теперь он был пуст, но впечатление
оставил еще более жуткое. Вместо больных людей, населявших эти комнаты, остались
тени их кошмаров. В битом стекле под ногами, лопающимся с громким
звуком выстрела, в гулком звуке шагов, в оборванных, свисающих клочьях обоев и
странных пятнах на стене. Кто-то жег костер прямо на паркетном полу,
часть пола выгорело, обнажив жалкую требуху вскрытого перекрытия. Как часто мы
становимся пленниками своего сознания…
Но что касается колокольни, мы убедились, фундаменты
ее сохранились, ждут своего исследования, а там может когда - нибудь и
возродится в своей архитектурной красоте старая звонница.
С 1965 года храм входит в состав Национального
заповедника «София Киевская», с 1994 года – становится его отделом. А
собственно музеем Кирилловская церковь значится еще с 1929 года. Совет Народных Комиссаров УССР в 1929 г. в связи с большим исторического и культурным значением объявил территорию бывшего Кирилловского монастыря государственным заповедником. С этого времени Кирилловская церковь для богослужений была закрыта. Монастырские сооружения планировали передать под музей: в колокольне намечалось устроить музей киевского архитектора И.Григоровича-Барского.
Однако, в 1937г. каменная монастырская стена с
угловыми башнями в стиле украинского барокко были разобраны на кирпич для
строительных нужд. Разрушили
и колокольню. [7 ] От бывших монастырских сооружений сохранились только два дома, да
и те много раз перестраивались.
Шиферная доска из надвратной церкви колокольни |
После окончания 2й
Мировой войны, когда исследовалось состояние этого памятника, известный
украинский архитектор Холостенко Н.В. заметил: по центральной апсиде храма
насквозь прошла огромная трещина. Взялись выяснять причину: осмотрели
фундамент, подняли архивные документы, провели определенные исследования. И
выяснилось: церковь стоит на пещерах. Они похожи на пещеры Киевской лавры,
однако значительно шире... По этому поводу сохранились воспоминания еще одного
из исследователей – Зимина. К пещерам его завел с северной стороны храма
надзиратель Кирилловской церкви. Зимин пишет:
- Мы зашли в пещеры, там стояли гробы, как и в лавре, однако они стояли не вдоль прохода, а поперек; мы прошли метров 20, дальше стояли скрещенные балки, поддерживавшие потолок, и еще дальше идти не решились...
- Мы зашли в пещеры, там стояли гробы, как и в лавре, однако они стояли не вдоль прохода, а поперек; мы прошли метров 20, дальше стояли скрещенные балки, поддерживавшие потолок, и еще дальше идти не решились...
Входы в пещеры забили камнями, замуровали.
Дорогу к ним сегодня уже не знает никто.
В каждом памятнике
истории, есть не раскрытые секреты, они ждут своих исследователей, а что уж
говорить о храме, которому тысяча лет, без малого. Начиная от конструктивных
особенностей и, заканчивая тайнами уцелевшей и, тем более, утраченной живописи,
подземными лабиринтами, некрополем. Сама история существования храма, в стольном
граде, пережившего многие войны, смену политиков и власти оставила массу
вопросов и тем для исследования. Например, история Кирилловской церкви и монастыря в период с 1240 года
по XVI вв. не описана.
Лично меня всегда
занимала тайна лестничного хода в южной стене Кирилловской церкви.
Этот ход начинается от южной апсиды, примерно на 4
метра идет подъемом в толще стены и заканчивается небольшой площадкой с арочным
выходом… в никуда. Под этой аркой в стене остались гнезда с остатками
деревянных брусьев. Вероятно, выход вел на балкон.
Для чего этот балкон?
На
стенах хода нашли надписи с датой, помеченные 1605годом, сохранилось даже имя
автора граффити – Фило (Филон). Значит ход этот, построенный одновременно с
возведением церкви, служил еще 5-6 столетий.
Предположений существует много, приведу версию
И.Е. Марголиной, много лет занимающейся исследованием храма.
«…Дъяконник Кирилловской церкви и балкон над ним были предназначены для
основателя этого храма Всеволода Ольговича, что подтверждается и программой его
росписей из сцен жизнеописания Александрийских епископов Кирилла и Афанасия.
В сцене «Кирилл учит царя» еще Прахов отмечал, что наряд на царе - парадная
древнерусская княжеская одежда. И если этот царь – киевский князь, то им может
быть только Всеволод, заказавший художникам
эти фрески, свой портрет - образ, в приделе, посвященном его духовному покровителю
Святому Кириллу. Фреска «Кирилл учит царя» хорошо видна, с княжеского балкона и
находится на одном уровне с ним.
На таком постаменте Всеволод Ольгович находился выше всех в храме и ниже
только Бога. Интересно, что выход с
лестницы на балкон украшен праздничным орнаментом.
Все изложенное дает основание предполагать, что Кирилловская церковь была
не только сакральное сооружение, не только усыпальница, но и княжеская
дворцовая церковь.» [3]
Кирилл учит царя. Фрагмент фрески Дъяконника (Южная апсида) |
Подробно фрески Кирилловской церкви можно рассмотреть здесь [2, 4]
В храме не
перестают проводиться регламентные реставрационные работы, может не такие
масштабные, как во времена Прахова и Врубеля.
В годы моего участия мы занимались ремонтами фасадов, исправляли дефекты лепного декора, заменили сгнившие окна в стенах и на барабанах на новые. Примерно в 1996году мы меняли стальную кровлю, местами протекавшую, на медную. Когда разобрали, пришедшую в негодность обрешетку крыши, чердак осветился солнцем, стали видны рисунки - наброски человеческих фигур на стенах малых барабанов.
Силами художников заповедника выполнялись и некоторые живописные работы. Руководила музеем Алла Михайловна Федченко, потом ее сменила Татьяна
Ивановна Куделко, мне посчастливилось с ними встречаться. Сколько нового,
интересного для себя я узнал! В этом храме я открыл для себя мир Врубеля,
сначала через его живопись на стенах церкви, образа иконостаса, написанные им в
далекой Италии. Потом, все глубже и шире, пытаясь понять его образ мыслей,
мотивы поступков, узнавая все больше трагическую глубину его творчества и
судьбы. Не раз с Аллой Михайловной мы беседовали об этом удивительном
художнике, о гении которого так много говорят, но до сих пор не создано музея
Врубеля, нет единого каталога его работ, многие работы хранятся в частных коллекциях
рассеянных по миру.
В годы моего участия мы занимались ремонтами фасадов, исправляли дефекты лепного декора, заменили сгнившие окна в стенах и на барабанах на новые. Примерно в 1996году мы меняли стальную кровлю, местами протекавшую, на медную. Когда разобрали, пришедшую в негодность обрешетку крыши, чердак осветился солнцем, стали видны рисунки - наброски человеческих фигур на стенах малых барабанов.
Настенные рисунки на чердаке Кирилловской церкви |
Сразу хочется
представить, что это неизвестные рисунки самого Врубеля. Все конечно
прозаичнее, на чердак поднимались ученики школы Мурашко, там отдыхали, вот и
оставили на стенах эти наброски. Действительно, если работать на хорах, то
проще подняться на чердак, чем спускаться вниз по очень крутой древней лестнице.
Другая находка,
сделанная в то же время более интересна.
Фрагменты живописи на штукатурке найденные в засыпке сводов на чердаке Кирилловской церкви. |
Нашли мы эти
кусочки живописи на отбитой штукатурке в мусоре засыпки сводов на чердаке.
Куски довольно большие, если судить по
размеру паркета в кабинете заведующей музеем, где я делал это фото. Оставлены эти фрагменты на чердаке во время каких то реставрационных работ, возможно, еще
времен Прахова. А потом о них забыли, как забыли и сейчас, в наш век интернета и научного
подхода .
Врубель приедет в Киев, рассчитывая пробыть здесь несколько месяцев, он с головой окунется в мир византийского искусства, Богатейшая библиотека Прахова в его полном распоряжении, а главное, рассказы искусствоведа, объехавшего всю Европу — Италию, Грецию и Турцию, исследуя древние памятники. Уникальные, прекрасные мозаики ХІ-ХІІ вв. в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре познакомят Врубеля с удивительным миром византийского искусства.
О работе Врубеля в Кирилловской церкви я написал отдельно, можно посмотреть здесь:
https://zavalinka-alexashka.blogspot.cz/2017/11/blog-post.html
В начале 90тых в
церкви проводились различные концерты, читались стихи, звучала музыка, здесь
меня так взволновало пение Ольги Басистюк.
Прекрасная акустика храма и сама атмосфера оказывали непередаваемое впечатление.
К сожалению, потом концерты прекратились, кто то посчитал что вибрации
звуков разрушают фрески… А теперь уже оценивают возможность передачи музея в руки церкви. Прекрасная акустика храма и сама атмосфера оказывали непередаваемое впечатление.
Ветеран войны,
смотритель Григорьев И.В. и дворник Володя Моисеенко, с университетским
образованием, экскурсоводы и директора, одна общая семья хранителей памятника
истории и культуры. Ачкасова В.Н. директор заповедника тех лет,
отдавшая музейному делу всю жизнь, Федченко А.М. Марголина И.Е. исследователи
храма. Марголина автор ряда книг по
Кирилловской церкви.
Григорьев И.В. Марголина И.Е. Федченко А.М. 90тые |
Коллектив музея. Сидит Григорьев с внуками, слева Моисеенко В. |
Валентина Ивановна Корнеева (справа) 70тые годы |
Корнеева
В.И. ведущий архитектор, сопровождала наши реставрационные работы. Бережно
храню ее акварели 50тых годов. Тогда еще молодые архитекторы, выпускники вузов,
отправлялись в командировки делать эскизы с церквей, особняков, монастырей. Эти
акварели фиксировали, кроме фотографий, живописную среду
памятника.
Все они - это
Наследие Храма. Люди, посвящающие
себя памятнику истории, сами становятся его частью, как корни и крона одного
дерева. Убери что - то одно – завянет дерево.
С прорабом Чайкой, фото на память 90тые |
Ссылки:
1 Музей Кирилловская церковь http://primetour.ua/ru/excursions/museum/Muzey--Kirillovskaya-tserkov---pamyatnik-arhitekturyi-XII-veka-.html
3 Архитектурная загадка киевской Кирилловской церкви
http://cyrilchurch.kiev.ua/arhitekturnaja-zagadka-kievskoj-irillovskoj-cerkvi.html
4 Фрески Кирилловской церкви http://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/freski-kirillovskoy-zerkvi.html
Фрески в монастырях
Фрески Ферапонтова монастыря http://www.liveinternet.ru/users/julia_ma/post215374860/?aid_refresh=yes
Мирожского монастыря https://nantik7.livejournal.com/54836.html
Софийского собора в Киеве http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/freski_sofiyskogo_sobora.shtml
Спасо Преображенский собор Псков https://maximus101.livejournal.com/11695.html
Новгородские
церкви https://maximus101.livejournal.com/37396.html
http://kaliki.ru/velikij-novgorod/
http://kaliki.ru/velikij-novgorod/
Феофан Грек в Новгороде https://philologist.livejournal.com/8058633.html
Знаменский собор https://architectstyle.livejournal.com/44014.html
Спас на Нередице http://drevnrus.ru/novosti/176-freski-spasa-na-nereditse
Спас на Ковалево https://lifestylehistory.com/2017/06/26/novgorod-frescos/
Искусство Новгорода
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st019.shtml
Комментариев нет:
Отправить комментарий