среда, 13 декабря 2017 г.

7.Заключение


Надежда Забела

Портрет Забелы - Врубель 1904г

Надежда Ивановна ненадолго пережила Врубеля. Последние годы ее жизни были тяжелым испытанием. Сначала смерть сна, потом неизлечимая болезнь мужа. Пошатнулась и ее артистическая деятельность.  Частную оперу она оставила, попытки поступить на императорскую сцену не имели успеха. Наконец в 1904м, благодаря поддержке своих бывших учениц, она получила место сверх штата в Мариинский театр.  Участие Забелы в спектаклях год от года становились все реже  и под конец совсем прекратились. В 1911м ее уволили из Мариинского театра. Средства на жизнь давали концерты в Москве, Петербурге, преподавание в консерватории. Это были романсы и арии на музыку Римского - Корсакова
Вечером 20 июня 1913 года в Петербурге состоялся концерт Забелы. Надежда Ивановна  пела с каким то особенным подъемом. В ту же ночь ее не стало. Рассказывали, что находясь ночью одна в своей комнате, она упала и ударилась о что то острое. Утром, взломав двери, ее нашли плавающей в крови.
Судя по количеству крови, ранение задело крупную шейную артерию. Рана была одна – ведь падают и смертельно ранят себя один раз.[7]
По другой версии у Забелы открылась скоротечная чахотка.
Надежда Ивановна похоронена вместе с мужем. На их могиле стоит памятник из черного камня, наверху есть место, вероятно, для цветов. Сейчас там растет сорняк. На нижнем камне есть надпись М. Врубель + 1910

На другой стороне: Н. Забела Врубель + 1913


Валентин Серов

Автопортрет 1901г

Жизненный путь Валентина Серова оказался коротким, он пережил Врубеля на год и умер в возрасте 46 лет.

Великолепный портретист, прославленный живописец оставил после себя запечатленную галерею лиц, портреты которых украшают сейчас многие музеи мира. Не менее значимые его работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, исторической и античной живописи. Портреты Валентина Серова стали отражением непростого времени между ХIХ и ХХ веком и необыкновенно емко раскрыли характеры живших в это время людей.

«Все, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах.»

Валентин Александрович, молчун по характеру, все душевные терзания носил в себе. Были и другие оценки:

- Угрюмый и задумчивый Серов в душе своей носил удивительный юмор и смех. Он умел подмечать в самых простых обыденных вещах их оригинальность и умел так их передавать в своих рассказах, что они облекались в невероятно смешную форму... Смех его был чрезвычайно тонок».(К.Коровин)



 «Краски не важны, — говорил Серов, — я хочу писать черной».

Видимо, поэтому даже самые светлые его картины были грустными. Великий художник вообще был подвержен меланхолии. Он молчал иногда целыми днями. От этих приступов его спасало только искусство. 
 Художник скончался при весьма неожиданных обстоятельствах. 22 ноября 1911 года он ехал в поместье, принадлежащее Щербатовым, где он должен был писать, у Валентина Александровича случился приступ стенокардии.  Умирая, он лишь произнес: «Вот и все…»  Из прожитых 46 лет 30 он посвятил изобразительному искусству. 

Смерть художника потрясла его современников. Преклонявшийся перед талантом мастера поэт В. Брюсов писал: 

"Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют".

Свой вечный приют Серов нашел тоже на Новодевичьем кладбище, но в Москве.

Константин Коровин

                        "Напрасно думать, что живопись одному дается просто, без труда, а другому трудно. Вся суть в тайне дара, в характере и трудоспособности.»

 В 1902году Коровин покупает у Саввы Мамонтова участок земли на берегу  реки Нерль и строит дом в деревне Охотино. Это Владимирские земли. Чуть позже, часть участка, у него выкупает Фёдор Шаляпин, и по проекту друга Кости также строит себе дом. Друзья навещали друг друга, живя по соседству на дачах. 

 Коровин - художник, который немыслим без участия Мамонтова. Именно он разглядел, поверил и поручил ему оформление спектаклей своего Русского частного театра, раскрыл театрально - оформительский талант живописца. Мощный художественный темперамент Коровина сыграл очень важную роль в русском искусстве. Директор Императорских театров В.А.Теляковский в 1899 году пригласил Коровина возглавить театрально-декорационные мастерские Императорских театров Москвы и Петербурга. С этого года многолетняя связь художника с домом Мамонтова обрывается.

 Наконец к художнику приходит официальное признание – в 1905 году его избирают академиком. Он много работает, но его личная жизнь не счастлива. Брак оказался неудачным. Умер первый ребенок Коровина, а другой сын, Алексей, попал под трамвай и лишился ног. 
В этот же период умирает старший брат, тоже художник, Сергей Коровин.  
В 1911 году Константин Коровин (художник тяжело переживал потерю друзей) напишет, что со смертью Серова ушла единственная оставшаяся надежда духовной поддержки.

Успел Коровин побывать и на военной службе, правда, недолго. В годы Первой мировой войны его призвали в действующую армию консультантом по маскировке.

 После революции поначалу пробует перетерпеть и приспособиться: служит в комиссии по охране памятников искусства и старины, оформляет спектакли в театрах. Лучше не становилось, их «уплотнили», имение в Охотино отобрали, началась травля в прессе. В 1922 году живописец принёс работы в Третьяковскую галерею. Ему сказали, что для пролетарского государства они ценности не представляют. Нарком просвещения А. Луначарский советует эмигрировать. Художник Константин Коровин, покидает Россию.

 Семья сливается с безликим потоком беженцев. В Париже их было много: голодных, бездомных, потерявших состояние, без почвы под ногами. Жизнь в Париже оказалась немногим лучше жизни в постреволюционной России.  Картины покупали за гроши, у французов сменилась мода на живопись, а у русской эмиграции просто не было денег. 
Он много работал, не отступал. Стал слепнуть, взялся за перо. Он был разносторонне одарён, жизнь свела его с гениями, жившими на стыке веков, он видел мир с разных сторон и в разных красках. 
Автопортрет 1938г


11 сентября 1939 году, на 78 году жизни, во время первых бомбёжек Парижа Коровин случайно оказался на улице. Сердце не выдержало, упал и тотчас умер.
 В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены были перенесены на православное кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.                                                            

                                                  


Савва Мамонтов
 
Портрет Саввы Мамонтова худ Андрес Цорн 1896г

Сам о себе Савва Иванович говорил, что он «немного горный инженер, немного юрист».
           Он учился на юридическом факультете Московского университета и в институте горных инженеров в Петербурге.

Как бы ни были весомы достижения Саввы Мамонтова в предпринимательстве, несомненно, в истории навсегда останутся его достижения на ниве меценатства. Всю свою жизнь Савва Иванович посвятил поддержке самых разнообразных видов творческой деятельности. Он организовывал вечера, выставки, заводил новые знакомства, поощрял и продвигал талантливых людей. На это свое «увлечение» Мамонтов тратил огромные средства, несмотря на недовольство некоторых членов его семьи. 
Конечно, во всех своих начинаниях он был, скорее всего, дилетантом, но с каким размахом, с каким уникальным чутьем и тонким вкусом, и с каким удивительным талантом собирать вокруг себя одаренных людей. 
Мамонтов и Спиро у рояля худ Поленов


 Савва Иванович Мамонтов построил всего две железные дороги – Донецкую (1882) и Московско - Архангельскую (1898). Но именно эти два проекта и сыграли в истории страны великую роль. Обе мамонтовские идеи – развитие железнодорожного сообщения в Донбассе и прокладка дороги в Архангельск – вначале, расценивались как утопия.  Но он был упрям.  Впоследствии обе дороги стали ведущими в истории отечественного транспорта. Вряд ли нужно говорить о значении для страны донецкого угля, особенно в первой половине ХХ века.      
 С коммерческой точки зрения Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги процветало: только за 1898 г. его чистый доход составил баснословную сумму — 5,2 млн рублей. Тогда-то и проявился аппетит С. Ю. Витте и петербургских банковских кругов к богатому имуществу знаменитого московского «частника».
 Миллионы Мамонтова, вопреки столичным правилам, шли в основном на развитие экономики, транспорта и культуры, а не на роскошную жизнь семьи и родни. 

 В 1899 г. состоялся знаменитый процесс над С. И. Мамонтовым. 11 сентября Савва Иванович был арестован. В доме на Садово-Спасской учинили обыск, а Савву под конвоем показательно провели по городу, на потребу глазеющей публике, до Таганской тюрьмы. 


Такого публичного позора Мамонтов не переживал за всю жизнь.  Дом, известный всей Москве, будет опечатан. Отчуждённое имущество — мебель, предметы искусства, старинное оружие — все уйдёт с молотка.  Мамонтов провел в тюрьме несколько месяцев. Ему вменялась растрата казённых средств, хотя многие понимали, что обвинения отчасти сфабрикованы. Суд присяжных вынес оправдательный приговор. Однако стараниями конкурентов Мамонтов за время ареста был почти разорён. Он был сломлен и  не смог, несмотря на предпринимаемые несколько раз попытки, вернуться в дело.

Савва переживёт многих из тех, кого любил. От давней болезни почек скончается сын Андрей, одарённый архитектор. Умрёт дочь Верочка. Потом Мамонтов потеряет жену, внука и вместе с ними — смысл дальнейшей жизни. Он проживёт после ареста долгих 18 лет, но это будут тёмные годы. 

Последние годы жизни Савва Иванович Мамонтов прожил в небольшом деревянном доме, стараясь не показываться на людях и даже не поддерживать отношения с бывшими друзьями-художниками. Любовница его бросила, но зато вернулась жена. 
Доходов от керамической мастерской, которую Мамонтов незадолго до ареста переписал на свою дочь Александру, хватало в обрез. 

 Когда в 1918м году в возрасте 77 лет Мамонтова  не станет, Россия не заметит потери: охваченной войной и революцией, ей еще долго будет не до вклада в свою историю и культуру «русского Медичи». 

С.И.Мамонтов  худ. Врубель




  Дети

Врубель встречался и дружил с детьми Мамонтова. Интересно проследить судьбу сыновей и дочерей Саввы Ивановича, получивших воспитание среди - если богатства, то духовного, в семье богатой, но не знавшей роскоши и праздности.
Старший сын, Сергей Саввич (1867-1915)
С.С.Мамонтов худ К..Коровин 1890












стал драматургом, беллетристом, поэтом и театральным критиком. Написал книгу в двести страниц « Были и сны Рассказы и стихи»                                 







Андрей Саввич (1869 –1891)







 Он хотел стать архитектором, но жизнь оборвалась слишком рано. Студентом, Андрей участвовал в росписи Владимирского собора, искал себя в театральных постановках в Абрамцево, в разных поисковых экспедициях по быту и народному искусству. Подготавливал эскизы для Абрамцевской церкви Спаса Нерукотворного. По этим эскизам будут сделаны росписи, уже после его смерти.







Всеволод Саввич (1870—1951)

Получив образование на юридическом и математическом факультетах Московского университета, В. С. Мамонтов был членом правления Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, одним из директоров Северного лесопромышленного общества, сотрудником страхового общества "Россия".
 Во время Первой мировой войны (1914-1918 гг.) служил в ополчении в Туле. После революции В. С. Мамонтов, превосходно разбиравшийся в лошадях и охотничьих собаках, был управляющим конезаводства Тульской области. 
В 30-х годах дважды арестовывали как "выходца из верхушечного слоя царской России". Прожил долгую жизнь, наверное, потому что не стремился заниматься карьерой, через всю жизнь он пронес главную свою страсть – псовую охоту.




 В 1948году по приглашению президента Академии наук СССР С.И.Вавилова стал научным сотрудником и хранителем родительской усадьбы, уже музея - усадьбы Абрамцево.  Написал книгу «Воспоминания о русских художниках».

Вера Саввична (1875—1907)

Вера вдохновляла на творчество разных художников. В каких только образах не видели её мастера русской живописи! "Алёнушка" у  Виктора Васнецова, «Девочка с персиками» у Серова, «Снегурочка» у Врубеля.
 Всеобщее обожание, в котором выросла Вера, не испортило ее, столько же тепла и любви она отдавала близким. 
 В 1903 году Вера Мамонтова вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, предводителя Московского дворянства, будущего обер - прокурора Святейшего Синода.  

           Летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин… 
  Брак был счастливым, но жить довелось не долго. В 1907 году, Вера Саввична с супругом и тремя маленькими детьми ехала в родное Абрамцево на Рождество, но простудилась по дороге и умерла.  Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного. Самарин в память о жене построил церковь близ своей усадьбы в Аверкиево. Церковь эта сохранилась, сейчас возрождается. 
  Александр Дмитриевич неоднократно арестовывался советской властью, освобождался, затем был отправлен на два года в ссылку в Якутск, которую отбывал вместе со своей дочерью Лизой.
А.Д.Самарин Якутск 1928г

  




После ссылки жил в Костроме с отметкой «социально-опасного элемента». В Костроме был чтецом, певцом и регентом в храме Всех Святых. В 1931 году еще раз арестовали, за отсутствием хоть чего - нибудь – отпустили. Умер в Костроме 30 января 1932г.

Александра Саввична (1878—1952)

 Младшая дочь, Александра, после смерти Веры посвятила себя воспитанию трех ее детей и заботой об Александре Дмитриевиче.
Она была основателем музея-усадьбы. Именно благодаря ее неутомимой деятельности усадьба была спасена от разграбления и превращена в музей.

 В 1928 г. по доносу Александра была арестована ОГПУ, но затем ее освободили по ходатайству К.С. Станиславского. Более в Абрамцево А.С. Мамонтова не возвратилась, по решению суда она была выслана за пределы Московской области, и жила в Поленово, в семье  своей племянницы Елизаветы Александровны Самариной-Чернышёвой.

Мамонтов с семьей 1893г

Саму усадьбу Абрамцево ждала «счастливая» судьба – она уцелела. Первой хранительницей стала ее бывшая владелица Александра. К началу 1920-х гг. коллекция музея насчитывала около двух тысяч экспонатов.

В 1932 г. доступ посетителей в музей был закрыт, а на территории усадьбы организован дом отдыха для работников искусства. Сюда приезжали режиссер Г. А. Александров, актриса Л. П. Орлова, композитор Т. Н. Хренников и другие представители творческих профессий
В 1938 г. абрамцевский дом отдыха был преобразован в санаторий для работников начальной и средней школы. С началом Великой Отечественной войны (1941–1945) музейные предметы были вывезены из Абрамцева в Загорский музей, а в усадьбе разместился госпиталь.
В 1947 г. Сталин принял президента Академии наук С. И. Вавилова и передал Абрамцево в ведение Академии.  Усадьба Абрамцево вновь получила статус музея, но половину ее территории занял академический санаторий. 
            
        В 1948 г. хранителем абрамцевского музея был назначен Всеволод Саввич Мамонтов, начавший его восстановление. В 1950 г. музей принял первых посетителей.










Эмилия Прахова

Прахова Эмилия худ Левицкий Р. 1879г
Эмилия Прахова пережила Врубеля на 17 лет. Разъехавшись с мужем, она перебралась в дом на Десятинную, тогда Трехсвятительскую. Дом стоит рядом с Андреевской церковью, и уже при советской власти совершала светские выходы в оперу.  В этом самом доме снимал квартиру и молодой Врубель. Отсюда было рукой подать до  Большой Житомирской10, где в 5ти комнатной квартире жила семья Праховых, где  когда то собирался весь свет Киевского общества.  Сам Андриан Викторович умер в Ялте в 1916 году, где находится его могила – неизвестно.
От Трехсвятительской Эмилии Львовне было удобно добираться до Владимирского собора, в который так много труда вложил ее супруг. Гораздо дальше отсюда путь лежит до Кирилловской церкви, где и сегодня в иконостасе находится образ Богоматери с ее лицом.
 После кончины Эмилии Праховой, согласно ее указания, были уничтожены все письма Врубеля, к ней.

Портрет Э. Праховой худ Котарбинский В. 1920г

В Киеве в музее русского искусства хранятся 135 работ Врубеля.  Лучшие музеи Москвы и Санкт – Петербурга  в своих коллекциях имеют его картины.

Еще осталась память об этом человеке, так много сделавшем и еще больше не успевшим, великом Творце, который просто не умел по - другому жить и всю жизнь работал упорно, порой мучительно, пытаясь догнать свою летящую мечту.


События:
1889г декабрь. Врубель приезжает в Москву. В Москве живет в мастерской Серова и Коровина. В декабре по приглашению Мамонтова живет в Абрамцево.

1890  Живет и работает у Мамонтова, в Москве и Абрамцево. Начинает заниматься керамикой, делает архитектурные проекты,  получает заказ издательства Кушнера на иллюстрирование юбилейного издания Лермонтова. Демон сидящий

1891  Завершает иллюстрации Лермонтова. В ноябре уезжает в Италию с семьей Мамонтова. Голова львицы, керамика,  акварели Хождение по водам, Италия. Декорации для театра Мамонтова.

1892 До апреля в Италии. В Абрамцево руководит постройкой флигеля дома, отделывает часовню на могиле сына Мамонтова Андрея. В ноябре  едет с Мамонтовым в Италию, Францию, Германию.  Акварель Снегурочка, наброски фасада дома Мамонтовых.

1893  Живет там же. Вместе с Коровиным декорации для театра. Суд Париса, панно Венеция, белые пионы и цветы в синей вазе.

1894. Едет с Мамонтовым в Италию. Возвращается морем в Одессу, где недолго живет с семьей. Пейзажи Средиземноморья,  панно Испания,  скульптуры Демона, оформляет готическую лестницу в особняке Морозова.

1895 Особняк Морозова, лестница, скульптурная группа и витраж. Оформление спектаклей в Мамонтовской опере. В конце года в Петербурге, оформляет постановку оперы «Гензель и Гретель. Знакомится с Н.И.Забелой.

1896 Работает в Москве и Н. Новгороде над панно для выставки. Завершает лестницу в особняке Морозова. 28 июля женится на Забеле в Женеве. Август – Люцерна, Сентябрь – Харьков, где гастролирует Забела. Готовит для нее костюмы. Триптих Фауст, Маргарита, Мефистофель и ученик. Пишет полет Фауста для особняка Морозова ( готический кабинет)

1897 Живет в Москве, едут с Забелой в Италию, лето проводят на хуторе Ге. Портрет Мамонтова, Арцыбушева, эскизы костюмов для оперы Садко

1898 В начале года в Петербурге (гастроли у жены). Участвует в первой выставке Мира искусства в Петербурге (панно Утро). Летом на хуторе Ге.  Пророк, Забела в костюме Empire,  панно Утро, Полдень, День, Вечер. Акварели Царевна Волхова, Царь Салтан,  эскизы костюмов к опере Моцарт и Сальери.

1899 В мае в Одессе умирает отец Врубель А.М.  Живет в Москве, летом по приглашению Тенишевой в Талашкине. Майолики на темы опер Корсакова. Богатырь, Пан, Демон Летящий, Валькирия,  акварели 33 богатыря, Философия, эскизы костюмов и декораций, рисунки Пророк, Дон Жуан и статуя Командора. Эскиз камина Микула Селянинович

1900 Получает золотую медаль за камин на выставке в Париже. Летом живет на хуторе, в декабре в Петербурге. Сирень, К ночи, Царевна Лебедь, майоликовая ваза в виде головы Демона. Блюдо Морской царь. Эскизы костюмов

1901  Летом в Киеве и на хуторе. Сентябрь  родился сын Савва. Участвует в выставках. Пишет для выставки Демона поверженного. Сирень, второй вариант.

1902  Продолжает дописывать на выставке Мира Искусства  Демона Поверженного. Портрет сына. Карикатуры на Александра II, III и Николая II. В марте Бехтерев ставит диагноз Прогрессивный паралич.  Появляются признаки острого расстройства психики. Весной в Рязани у тестя. С августа в клинике.

1903  В феврале покидает клинику, живут в Крыму. По дороге в имение к Фон Мекку, в Киеве умирает сын. Обострение болезни едут в лечебницу в Ригу. Затем возвращаются в клинику Сербского в Москве. (сентябрь1903 – май 1904)

1904  В клинике Сербского. Состояние улучшается, рисунки больных, пишет Шестикрылого Серафима. Снова ухудшение, состояние критическое. В июне переводится в клинику Усольцева, там становится лучше. Выписывается в конце июля. Едут в Петербург. Возвращается к нормальной жизни. Акварель Забелы на фоне березок, Жемчужина, автопортрет.

1905  Пастель После концерта, Автопортреты, Иоанн Креститель.   С марта снова в клинике Усольцева.  Подсвечник, графин, стакан. В ноябре получает звание академика.

1906  В клинике.  Потрет Брюсова. Теряет зрение, последняя акварель Видение пророка Иезекииля.

1910 14 апреля умирает в Петербурге в клинике Бари. 16 апреля похороны на Новодевичьем кладбище. Картины с успехом экспонируются в России и за границей

Список литературы:

1. Константин Коровин вспоминает.
2. П.К. Суздалев  Врубель личность, мировоззрение,  метод
3. Н.А.Дмитриева  М.Врубель
4. В.Домитеева Врубель
5. Н.Мурашко Воспоминания старого учителя
6. Врубель Переписка. Воспоминания о художнике
7. Н Шумский Врубель. Жизнь и болезнь
Ссылки   lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому
                                                                              (lilac2012https://lilac2012.livejournal.com/75902.html?thread=150654#t150654
  



Комментариев нет: