среда, 30 января 2019 г.

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ХРОНИКИ Церковь на ул Минеральной


Содержание глав:
1 Церковь
2 Бенуа
3 Кладбище
4 Холера
5 Годы испытаний
6 Возрождение
7 Фролов



… Дочь Италии! С русским морозом
Трудно ладить полуденным розам.
Перед силой его роковой
Ты поникла челом идеальным,
И лежишь ты в отчизне чужой
На кладбище пустом и печальном.
Позабыл тебя чуждый народ….
(Н.А. Некрасов. О погоде)


«Тем самым мы надеемся внести хотя бы малый вклад в увековечение памяти тех, кто несправедливо был посмертно лишен человеческого уважения – а среди таких людей, похороненных на нашем кладбище (увы, уничтоженном в 1930х–1950х гг.), сотни тех, кто прославил город и страну, и десятки тысяч тех, кто создавал и обустраивал Санкт-Петербург ежедневным трудом и сберегал его своей молитвой. «

                                                                       (Из материалов к истории Р.К. Выборг.кладбища                                                                                         составит. Козлов - Струтинский С.Г.) 



Странно как бывает, столько лет рядом живешь, проезжаешь туда – сюда, и не догадываешься, что за поворотом, за углом шелестит другая история, с ее событиями, драмами, судьбами о которых и не подозревал, просто не задумывался.
Так приоткрылась для меня  судьба этой небольшой церкви на Выборгской стороне, в пересечении улиц Арсенальной и Минеральной, в самой гуще промзоны, недалеко от Финляндского вокзала.  Церкви о которой знали, а потом забыли, не то чтобы забыли, сочли что нет ее больше.[5] Церковь сохранилась, заставленная со всех сторон заборами, чудом уцелевшая, потому что оказалась нужна... в качестве  овощехранилища. Но обо всем по порядку. 

История эта началась с середины 19века, когда на казенных землях Куликова поля городские власти дали разрешение на устройство римско-католического кладбища.
В 1773 году было закрыто кладбище у Святого Сампсония и католиков пришлось хоронить на Смоленском, Волковском и других кладбищах,  своего кладбища у общины не было. Прошения подавались с 1828года, с решением не спешили. Помогали немалыми средствами, заручались знатными именами просителей, но только в 1855году комиссия Министерства внутренних дел поддержала ходатайство католического духовенства об отводе земли, южнее Холерного кладбища, к тому времени уже закрытого. При кладбище построили церковь.            Новое кладбище называли по разному:  Святой Марии, Вознесения Пресвятой Девы Марии, Марии Магдалины на Минеральной, в нашу историю оно вошло как Выборгское римско - католическое кладбище в Санкт – Петербурге и церковь во имя Посещения Пресвятой Девой Марией Св. Елисаветы.


В Петербурге всегда проживал народ множества национальностей, это повелось еще с первых лет его существования, начиная от люда простого – крепостных да строителей,  и до самого верха, иностранной знати, приглашенных лиц и родственников царей. Архитекторы и зодчие, художники и военные, эмигранты разных стран, музыканты, авантюристы и карьеристы составляли пеструю картину, наполняя город . 
                                                                                             
    Люди рождаются, люди умирают.
         
Администрация  духовенства направила письмо: «Желая возвести по прилагаемым <…> планам и фасадам каменную кладбищенскую часовню и при ней два двух-этажных дома, один для помещения могильщиков, другой – для Смотрителя и сторожей, у коих нижние этажи каменные, а верхние – деревянные, а также и деревянные службы, каменную ограду вокруг всего кладбища…» [1]
Проект часовни  выполнил по заказу духовенства придворный архитектор, академик и кавалер  Н.Л Бенуа, католик по вероисповедованию.    


                                                              Церковь   
                     
         Есть сведения о составлении Н.Л.Бенуа проекта «церкви во имя Пресвятой Богородицы» уже в  феврале 1853 г.[1]  Планы храма были готовы, но дело задержалось еще на три долгих года.  Неожиданно умер  герцог М. Лейхтенбергский, успевший лишь донести ходатайство до императора Николая I ,  резолюцию «Исполнить» вынес уже другой император, Александр II.
 Сохранился небольшой по формату план фасада этой церкви. Выполненный рукой Н.Л Бенуа.



Небольшое сооружение с высокими узкими окнами, выполненное в романском стиле, получилось очень изящным  и гармоничным по композиции. Храм опирался стенами на сводчатое подвальное помещение – крипту и в плане имеет форму латинского креста. Стены здания расчленены лопатками, под карнизом аркатурный пояс. Очень эффектная розетка с витражом над южным порталом входа, украшенным тремя рядами колонок.  Крестовые своды перекрывали пространство церкви. На коньке кровли, над полукруглой апсидой - башенка с высокой пирамидальной крышей.  Крышу часовни украшал латинский крест.
Здание было построено за три года в 1856-59 годах.   В таком виде храм простоял почти двадцать лет.


Продольный разрез церкви

План первого этажа




В 1874году, выражая мнение общины, отец Д.Лукашевич принимает решение пристроить к храму колокольню, проектирует  ее также Н.Л.Бенуа.  В градостроительные инстанции поступает ходатайство «о дозволении <…> пристроить к каменной часовне вместо существующей деревянной лестницы, каменной сени с башней над ними для часов».[1]   Колокольня  с ярусом звона и высоким шатром, увенчанная католическим крестом, была окончена в 1879году.  Роспись в костеле исполнил академик А.И.Шарлемань.

Костел  во имя Успения Девы Марии

Ко времени строительства храма Посещения Девы Марии
Н.Л.Бенуа успел зарекомендовать себя как мастер, способный проектировать в различной исторической стилистике: он разработал планы церквей в русском стиле для двух имений в Малороссии, в Петергофе – неоготических придворных конюшен, фрейлинских корпусов и госпиталя со службами и официантского дома в формах раннего французского классицизма. Храм на кладбище был едва ли не первый в России католический храм в романском стиле.  Начало положил  лютеранский собор Св.Петра на Невском проспекте в1838году  (архитектор  А.П.Брюллов)
Многие романские и готические мотивы, примененные архитектором,
были навеяны впечатлениями от его заграничных поездок.
Проезжая через Германию в1840г,  он заметил работу архитектора Фридриха фон Гертнера,  который «первым в классическо-римском Мюнхене решился сбросить оковы классицизма и пробует создать свое – дай Бог ему успеть»[1]

Вместе с церковью были запроектированы и построены больница и приют для престарелых, два дома для служащих и работников кладбища, а также каменная ограда с воротами.

Главный выход к церкви проходил по аллее от Арсенальной улицы, через эти ворота. На старых планах города видно, что Арсенальной, проложенной по Cтарой Муринской дороге, назывался проезд с восточной стороны кладбища, это объясняет и пространственное расположение церкви, ориентированной по линии восток – запад к главному входу  на кладбище.
В дальнейшем этот квартал неоднократно заполнялся различными застройками заводов и улица вообще исчезла, сейчас ее заменяет безыменный проулок

Карта наших дней



При этом, правда, нарушается важная заповедь расположения христианских храмов  -  алтарем на восток. Как правило, это соблюдается среди православных церквей: на восток, северо восток, иногда даже на север, но только не на запад! Здесь – на запад. Мы знаем, какие сложные задачи иногда приходится решать архитектору, чтобы сохранить этот канон в ситуации других доминант, уже существующих улиц, площадей, зданий. Примером тому может служить Казанский собор на Невском проспекте (арх. Воронихин) [8]

Почему на восток? Все дело в символике храма, то есть это не просто здание, где иконы и люди молятся. Храм – это модель мироздания, где под куполом, как под небесным сводом, соединяются миры земной и духовный. Поэтому на синих куполах часто можно увидеть звезды. В храме незримо встречаются ангелы и люди, живые и усопшие, те, кто пришел на богослужение, и те, за кого молятся во время службы. Каждая из частей храма это и прообраз особого духовного состояния, восхождения от притвора до алтаря, от греховного к небесному.

Традиция моления на восток находит отражение в ориентации христианского храма. Алтарь храма обращен на восток, где восходит Солнце, на востоке умер и воскрес Христос.  Еще символ, церковь понимается как корабль  Ноева ковчега, в котором было единственное спасение от потопа, когда вокруг только волны греховного моря. Нос корабля - это апсида и алтарь, неф – тело корабля,  корма – притвор,  купола – паруса,  а высокая колокольня – мачта.  Корабль плывет на Восток, от терний к звездам, от мрака к Солнцу.

Части храма: 1 – алтарь, 2 – место верных, 3 – притвор






Развернутое сравнение храма с кораблем приводится в «Апостольских постановлениях» IV века:
«Когда же соберешь Церковь Божию, то, словно кормчий великого корабля, со всем знанием приказывай составлять собрания, повелевая диаконам, как бы матросам, чтобы назначали места братьям, как бы гребцам, со всем тщанием и степенностью. Прежде всего, здание да будет продолговато, обращено на восток, с притворами по обеим сторонам к востоку»

В форме церкви прослеживается крест – в архитектуре такие храмы называются крестово-купольными. Эта форма напоминает о жертве Христовой и о нашем личном жизненном кресте.

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», – говорит Христос со страниц Евангелия (см. Мф 16: 24).

Иначе говоря, ось церкви направлена на ту точку горизонта, где в день закладки был видимый восход солнца. А так как храмы закладывались весной, часто можно встретить ориентацию на северо-восток.

Итак – на восток, а здесь на запад, почему?

    Вопрос для меня открытый. В католических соборах такая ориентация встречается довольно часто. Начнем с того, что главный центр католичества собор  Св. Петра в Ватикане обращен на запад. Правда, там находят объяснение в том что собор 1506 года  строили на фундаментах еще более древнего храма, базилики Св.Петра,  сооруженной при императоре Константине.

Встретилась такая версия:
«В католическом храме алтарь обращен на запад, именно там, по учению католической церкви располагается столица Вселенского христианства, Рим» [2 ]

Не стоит забывать о различиях между Католической и Православной церквями, где по  -  разному  понимают единство Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, а католики к этому еще видят необходимость в единой главе Церкви – Папе. 


Ссылки:


1 Материалы к истории Римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища выборгской стороны в Санкт-Петербурге    Козлов - Струтинский С.Г. Санкт – Петербург 2010
2 Вильнюс католические храмы https://perisher-13.livejournal.com/5882.html
5 М.И.Бартенева  Николай Бенуа  изд. 1985г
6 Каменный остров в Санкт – Петербурге https://zavalinka-alexashka.blogspot.com/2015/03/2.html
7 Александр Бенуа  Жизнь художника Воспоминания
8 Казанский собор Воронихин https://zavalinka-alexashka.blogspot.com/2016/02/blog-post.html

Комментариев нет: