четверг, 31 января 2019 г.

2. Бенуа




Род Бенуа происходит из Франции. Луи Жюль Бенуа (Луи Жюль Сезар Август 1772—1822),  сын учителя церковной школы, певчего в хоре, стал кондитером, поваром у посла Пруссии, с которым в 1794году приехал в Санкт – Петербург. Получил должность метрдотеля при дворе Павла I. Был женат на дочери медника из Ганновера  Анне Катарине (рус. Екатерине Андреевне) Гроппе, в семье родилось 18 детей, семь из них умерли в младенчестве.

Луи Жюль Бенуа и Екатерина Гроппе. Миниатюры 1790-х годов

Четвертый сын Луи Жуля Николай родился 1 июля 1813 года. Его крёстной матерью была императрица Мария Фёдоровна. Начальное образование Николай получил в петропавловской школе ("петершуле"). В четырнадцать лет он поступил в Академию художеств. Закончив ее с отличием, Николай Бенуа  награждается шпагой и правом на заграничную поездку для продолжения обучения.


Пять братьев Бенуа 1847г.  Николай – второй слева худ Михаил Скотти
В июне 1840 года молодой архитектор выехал за границу, где посетил Италию, Германию, Австрию, Швейцарию, Францию и Англию. В Санкт-Петербург он вернулся в 1846 году, сразу же был зачислен на службу в Кабинет Его Императорского Величества и через год получил звание академика.



Первое крупное сооружение Николая Бенуа - готические конюшни в Петергофе, построенные по личному заказу Николая I. Царь благоволил к молодому архитектору, с которым встречался во время своей поездки по Италии.


Дворцовые конюшни
Девять башен по углам  производят впечатление средневекового замка. Во дворах устроены сараи для экипажей, кузницы и проч. В боковых флигелях квартиры для огромного штата служащих. Середину главного фасада занимает манеж в виде портала готической капеллы
 Величественное сооружение конюшен напоминает французский средневековый замок,  за эту работу архитектора наградили  орденом Владимира четвёртой степени.   






      В 1850 году его назначают главным архитектором при Петергофском дворцовом правлении.     Бенуа выполняет заказ на новое здание вокзала в Петергофе. Общая планировка наружной части вокзала представляет собой уменьшенную копию католического собора итальянского города Орвието, в реставрации которого Бенуа принимал участие в 1843 году.


 Это была смелая идея! Более красивый вокзал, построенный в готическом стиле, сложно найти.


Памятник барону фон Штиглицу во дворе вокзала 2009г

Огромное внимание Николай Бенуа уделял декоративной отделке фасадов.  Резные детали из бременского камня, капители и базы с львиными головками, парапеты, гербы, боковые стрельчатые аркатуры, капители для  колонн. В замковых камнях арок  вокзала помещен фамильный герб владельца дороги барона фон Штиглица.


Появляются вокзальные павильоны на станциях в Стрельне, Сергиево и Красном Селе.  Вместе с А. К. Кавосом  Николай Бенуа строит здание почты, решённое также в готическом стиле. Кроме того, в Петергофе архитектором были построены Фрейлинские корпуса близ Большого петергофского дворца,  часовня на Торговой площади, официантский дом, придворный госпиталь и богадельня.

Фрейлинский дом




Почта

 Это были годы наиболее плодотворной работы, где архитектор воплотил свой багаж знаний, приобретенный за границей, применяя на практике свой любимый готический стиль, тогда вошедший в моду. Петергофский период был наиболее успешным для архитектора. 

       
  Н.Л. Бенуа прекрасно разбирался в архитектурных стилях разных эпох.
Плодотворно мастер работал не только в загородных резиденциях, но и в столице. В Петербурге строил доходные дома, общественные здания. Но именно в Петергофе Николай Леонтьевич Бенуа реализовал свою мечту, свои «воздушные замки».

На седьмом десятке лет Николай Леонтьевич создал при железнодорожной станции в Павловске, театр необыкновенно изящной формы. Летний деревянный театр открылся 18 мая 1877 г.

Проект летнего театра в Павловске

К восьмидесятилетию Н.Л. Бенуа в залах Академии художеств была открыта выставка из 190 работ архитектора.  Журнал «Зодчий» писал:

- Гармоничная художественная цельность впечатления усиливается еще и тем, что на всех его творениях лежит отпечаток  благородства и скромности… Полное отсутствие в линиях и тонах чего либо бьющего на эффект...

Скромность была присуща Бенуа и в жизни, торжества, похвалы, чествования стесняли его. А. Бенуа писал, что отец  « в те юбилейные дни тяготился всем этим блеском. Однако, вслед за этой праздничной шумихой папочка снова вернулся к своей обычной атмосфере, окруженный всеобщим уважением, нужный для целой массы лиц… В нем не было и тени интриганства или хотя бы простой хитрецы» [7 ]

Последний свой проект Бенуа делает за два года до смерти, в 1896году. Это проект женской гимназии в Енисейске. Мэтру было тогда 83 года. Умер Н.Л.Бенуа 11 декабря 1898 года восьмидесяти  пяти лет и был похоронен в склепе той самой церкви на Выборгском кладбище,  которую построил.

От брака Николая Бенуа и Камиллы Кавос родилось девять детей. Двое из них умерли, остальные прожили достаточно продолжительные жизни. Несмотря на то, что, как писал Александр Бенуа, в их крови русского не было и капли, они были русскими не только как подданные, но и по языку, быту, культуре и даже свойствами характера. Большинство детей не только унаследовали художественный талант отца, но избрали творчество и искусство делом своей жизни.

Бенуа Николай Леонтьевич Рис Мате


Ссылки:


1 Материалы к истории Римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища выборгской стороны в Санкт-Петербурге    Козлов - Струтинский С.Г. Санкт – Петербург 2010
3 История династии Бенуа https://www.liveinternet.ru/users/nadynrom/post227985864/
4 Проекты Бенуа http://expositions.nlr.ru/ex_manus/benua/project.php
5 М.И.Бартенева  Николай Бенуа  изд. 1985г
7 Александр Бенуа  Жизнь художника Воспоминания


Комментариев нет: