Род Бенуа происходит из Франции. Луи Жюль Бенуа (Луи Жюль Сезар Август
1772—1822), сын учителя церковной школы,
певчего в хоре, стал кондитером, поваром у посла Пруссии, с которым в 1794году
приехал в Санкт – Петербург. Получил должность метрдотеля при дворе Павла I.
Был женат на дочери медника из Ганновера
Анне Катарине (рус. Екатерине Андреевне) Гроппе, в семье родилось 18
детей, семь из них умерли в младенчестве.
Луи Жюль Бенуа и Екатерина Гроппе. Миниатюры 1790-х годов |
Четвертый сын Луи Жуля Николай родился 1 июля 1813 года. Его крёстной
матерью была императрица Мария Фёдоровна. Начальное образование Николай получил
в петропавловской школе ("петершуле"). В четырнадцать лет он поступил
в Академию художеств. Закончив ее с отличием, Николай Бенуа награждается шпагой и правом на заграничную
поездку для продолжения обучения.
Пять братьев Бенуа 1847г. Николай – второй слева худ Михаил Скотти |
В июне 1840 года молодой архитектор выехал за границу, где посетил Италию,
Германию, Австрию, Швейцарию, Францию и Англию. В Санкт-Петербург он вернулся в
1846 году, сразу же был зачислен на службу в Кабинет Его Императорского
Величества и через год получил звание академика.
Первое крупное сооружение Николая Бенуа - готические конюшни в Петергофе,
построенные по личному заказу Николая I. Царь благоволил к молодому
архитектору, с которым встречался во время своей поездки по Италии.
Дворцовые конюшни |
Девять башен по углам производят впечатление средневекового замка. Во
дворах устроены сараи для экипажей, кузницы и проч. В боковых флигелях квартиры
для огромного штата служащих. Середину главного фасада занимает манеж в виде
портала готической капеллы
Величественное сооружение конюшен напоминает
французский средневековый замок, за
эту работу архитектора наградили орденом
Владимира четвёртой степени.
В 1850 году его назначают главным архитектором
при Петергофском дворцовом правлении. Бенуа выполняет заказ на новое здание вокзала
в Петергофе. Общая планировка наружной части вокзала
представляет собой уменьшенную копию католического собора итальянского города
Орвието, в реставрации которого Бенуа принимал участие в 1843 году.
Это была смелая
идея! Более красивый вокзал, построенный в готическом стиле, сложно найти.
Памятник барону фон Штиглицу во дворе вокзала 2009г |
Огромное внимание Николай Бенуа уделял декоративной отделке фасадов. Резные детали из бременского камня, капители
и базы с львиными головками, парапеты, гербы, боковые стрельчатые аркатуры,
капители для колонн. В замковых камнях
арок вокзала помещен фамильный герб
владельца дороги барона фон Штиглица.
Появляются вокзальные павильоны на станциях в Стрельне, Сергиево и
Красном Селе. Вместе с А. К. Кавосом Николай Бенуа строит здание почты, решённое
также в готическом стиле. Кроме того, в Петергофе архитектором были построены
Фрейлинские корпуса близ Большого петергофского дворца, часовня на Торговой площади, официантский дом,
придворный госпиталь и богадельня.
Фрейлинский дом |
Почта |
Это были годы наиболее плодотворной
работы, где архитектор воплотил свой багаж знаний, приобретенный за границей,
применяя на практике свой любимый готический стиль, тогда вошедший в моду.
Петергофский период был наиболее успешным для архитектора.
Плодотворно мастер работал не только в
загородных резиденциях, но и в столице. В Петербурге строил доходные дома,
общественные здания. Но именно в Петергофе Николай Леонтьевич Бенуа реализовал свою
мечту, свои «воздушные замки».
На седьмом десятке лет Николай
Леонтьевич создал при железнодорожной станции в Павловске, театр необыкновенно
изящной формы. Летний деревянный театр открылся 18 мая 1877 г.
Проект летнего театра в Павловске |
К восьмидесятилетию Н.Л. Бенуа в залах Академии художеств была открыта
выставка из 190 работ архитектора.
Журнал «Зодчий» писал:
- Гармоничная художественная цельность впечатления усиливается еще и тем,
что на всех его творениях лежит отпечаток
благородства и скромности… Полное отсутствие в линиях и тонах чего либо
бьющего на эффект...
Скромность была присуща Бенуа и в жизни, торжества, похвалы, чествования
стесняли его. А. Бенуа писал, что отец «
в те юбилейные дни тяготился всем этим блеском. Однако, вслед за этой
праздничной шумихой папочка снова вернулся к своей обычной атмосфере,
окруженный всеобщим уважением, нужный для целой массы лиц… В нем не было и тени
интриганства или хотя бы простой хитрецы» [7 ]
Последний свой проект Бенуа делает за два года до смерти, в 1896году. Это
проект женской гимназии в Енисейске. Мэтру было тогда 83 года. Умер Н.Л.Бенуа
11 декабря 1898 года восьмидесяти пяти
лет и был похоронен в склепе той самой церкви на Выборгском кладбище, которую построил.
От брака Николая Бенуа и Камиллы Кавос
родилось девять детей. Двое из них умерли, остальные прожили достаточно
продолжительные жизни. Несмотря на то, что, как писал Александр Бенуа, в их
крови русского не было и капли, они были русскими не только как подданные, но и
по языку, быту, культуре и даже свойствами характера. Большинство детей не
только унаследовали художественный талант отца, но избрали творчество и
искусство делом своей жизни.
Бенуа Николай Леонтьевич Рис Мате |
Ссылки:
1 Материалы к истории Римско-католического
прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища
выборгской стороны в Санкт-Петербурге
Козлов - Струтинский С.Г. Санкт – Петербург 2010
4 Проекты Бенуа http://expositions.nlr.ru/ex_manus/benua/project.php
5 М.И.Бартенева
Николай Бенуа изд. 1985г
7 Александр Бенуа Жизнь художника Воспоминания
Комментариев нет:
Отправить комментарий