Первое иноверческое кладбище
находилось у церкви Св.Сампсония с 1711года, по повелению Петра I «дабы умерших тела нигде у других
церквей не погребали, кроме сия Сампсониевской церкви…» Хоронили
иностранцев также на Аптекарском и Васильевском островах, позднее на Черной речке, при
деревне Волково. Для аристократии и чиновников были открыты земли Александро -
Невской лавры. С 1798года появилось мальтийское кладбище при церкви Иоанна
Предтечи на Каменном острове. [6 ]
Немецкое кладбище, называемое
Смоленским, существовало на острове Голодай с 1747г, было основным для
захоронения католиков до появления собственно католического кладбища в Санкт –
Петербурге.
Сампсониевский собор после реставрации 2008г |
Вновь устроенное кладбище
(находившееся южнее закрытого
Холерного кладбища, по левой
стороне Старо-Муринской дороги, было освящено Антонием
Фиалковским 16.05.1856 [1]
К кладбищу проложили дорогу,
территорию в двадцать четыре с половиной тысячи квадратных сажень благоустроили
и разделили на прямоугольные участки, названные по именам католических святых:
святого Павла, святого Петра, святой Екатерины, святого Станислава и других. За
погребение взималась различная плата, причем погребение солдат, неимущих и
бедных католиков совершалось бесплатно. Из сумм, получаемых от содержания
кладбища, содержались также церковь (поначалу – кладбищенская часовня),
служащие кладбищенской конторы. На
прилегавших к церкви участках хоронили священнослужителей.
Выборгское Римско католическое кладбище на планах Петербурга |
В середине ХIХ в. католическое население Петербурга насчитывало
больше тридцати тысяч человек. Число ежегодных захоронений на
римско-католическом кладбище доходило до семисот. Костел получил свой приход,
содержавший сиротский приют и школу.
Уникальность Выборгского католического кладбища в
Санкт-Петербурге
состояла в том, что на нем были похоронены лица разных
национальностей (поляки, белорусы, украинцы, немцы, французы, бельгийцы,
швейцарцы, итальянцы, австрийцы, венгры, англичане, ирландцы и шотландцы,
русские, шведы,датчане, норвежцы, финны, литовцы, латыши, чехи, голландцы,
испанцы, бразильцы, армяне, евреи, персы, кумыки и представители многих других
народов). Больше всего было поляков и белорусов.
Общее число погребенных было весьма значительным и
достигало, по неко-
торым оценкам, 40 000 чел. Среди них было немало известных
и заслуженных для России и ряда зарубежных стран иерархов и священнослужителей,
деятелей науки, искусства, государственных чиновников, полководцев, дипломатов
и представителей
аристократии.
Даже краткое перечисление имен некоторых из
погребенных наглядно показывает, насколько важным религиозным и культурным центром являлось Выборгское кладбище. Не говоря уже о том, что оно стало одним из немногих
конфессиональных кладбищ российских католиков, оно было также самым крупным и
важным в культурном отношении, и в этом смысле с ним не могло сравниться даже
московское Введенское кладбище [1-365].
В католическом некрополе покоились:
Генералы О.П.Августинович, Я.Борковский, У.И.Вельямович, В.М.Карлович,
А.Монтеверде, Ф.В.Одынец, И.И.Сабир, П.Талаевский, И.А.Токаржевский;
контр-адмирал С.А.Конаржевский;
Многие известные ученые – математик В.А.Анкудович, профессора Горного
института – изобретатель С.Г.Войслав и А.Ю.Новицкий, профессор Геттингенского
университета химик Э.Врублевский, профессора Технологического института
Б.Т.Вылежинский, И.-Д.А.Евневич (ил.14) и М.А.Кросновский, основатель
российского научного лесоведения профессор Лесотехнической академии А.Ф.Рудзкий
(ил.15-15б) с семьей, химик-технолог И.Сонгин, геолог Л.Ф.Ячевский, хранитель
архива МИД Ф.И.Гильфердинг ,основатель первого в России кружка любителей
древностей В.Ф.Краевский.
Зодчие Ж.-Ж. и И.-М.Шарлемань, И.В.Балинский, А.А.Клевщинский,
А.-Ф.К.Красовский, К.Маевский, А.Стафиери, А.Д.Фиалковский.
Медики С.А.Войно, С.-Ф.Данилло, В.Козловский, В.Пиотровский, М.С.Усасс,
И.П.Шелига-Мержеевский (ил.16).
Композитор
и капельмейстер А.А.Дерфельдт, композитор, дирижер и музыковед В.Казинский,
профессора пения Т.И.Занетти и Ф.Ронкони, камер-музыкант Ф.Климпе, бельгийский
композитор К.Карлье, автор гимна Итальянского Королевства всемирно известный
флейтист Ц.Чиарди (ил.17),
композитор Ц.Пуни; певица А.Ксиндавелонис (Бозио) (ил.18-18б), актеры
А.Дюрошэ, М. и Ф.Ледэ,О.Л.Розенфельд.
Мозаичисты, академики Академии
художеств Л. и Ю.Бонафеде, скульптор Г.О.Ботта, художники К.И.Брож, А.Молинари,
Я.Пересвет-Солтан, ректор Академии художеств в 1855–1871 гг. Ф.А.Бруни.
Среди похороненных на кладбище было немало
представителей высшего католического духовенства.
Последнее пристанище здесь обрели члены
аристократических родов: даль-
ний родственник героя Отечественной войны 1812 г.
И.Е.Барклай-де-Толли,
семья баронов Гальяр-де-Баккара, Е.де Гардер, А. и
Л.Голицыны, представи-
тели рода Гонзаго-Павличинских, графы Грабовские.
В церковном подвале под мраморными саркофагами с барельефами, изображавшими
почивших иерархов в литургическом облачении, лежали Могилевские
архиепископы-митрополиты: А.К.Гинтовт-Дзевалтовский (ил.24), И.Головинский (под
алтарем (ил.25) , К.Дмоховский (ил.26), Б.И.Клопотовский (ил.27), С.М.Козловский
(ил.28), А.Фиалковский (ил.29), епископы-суффраганы Г.Ивашкевич и И.М.Станевский
66.
Особые
крипты находились в юго-западной части подвала (крипта семьи Бенуа, устроенная
в память заслуг архитектора; первое захоронение в ней относится к 1870 г.,
14.12.1898 там был похоронен сам строитель храма, Н.Л.Бенуа и с противоположной стороны фамильный склеп
графов Потоцких. [1]
Под особым алтарем покоилась баронесса М.О.Корф
(урожденная Красовская). Кроме того, здесь же был похоронен иером.Д.Лукашевич,
дворяне А.Богуменский и К.Стржелецкий и, по некоторым сведениям, – посол Короля
Обеих Сицилий,известный дипломат и деятель периода Венского конгресса, герцог
Антонио- Мареско Сера-Каприола. Места для о.Лукашевича и семьи Бенуа были выделены
бесплатно одновременно с окончанием постройки церкви69 (Материалы)стр24[1]
Смерть
матери (Камиллы Кавос) 11 апреля 1891 года
Из воспоминаний
А.Н.Бенуа.
В половине
девятого повезли маму в церковь св. Екатерины по столь мне знакомому пути, по
которому я с мамой часто ходил — через Поцелуев мост, мимо казарм Флотского
экипажа (где еще продолжали жить родители Ати), мимо реформатской церкви,
которую я с той же Атей посещал когда-то каждое воскресенье, мимо магазинов, в
которых мама покупала мне облюбованные игрушки, мимо величественного дворца
Строганова, мимо Казанского собора.
Две ночи
гроб с мамой простоял в особой капелле при церкви св. Екатерины, в понедельник
же 15 апреля состоялось погребение. Наша многочисленная родня и еще более
многочисленные знакомые почти заполнили храм; вокруг гроба, заваленного
цветами, служили в своих траурных облачениях три священника, а хор Мальтийской
церкви под мощные громы органа исполнял прекрасный «Реквием» Гуммеля. Все
получилось торжественно и благолепно, но, пожалуй, не во вкусе той, во имя
которой происходила вся эта помпа, и мне точно слышались ее попреки: «Зачем все
это? К чему все эти бесполезные траты?»
Стояла
солнечная, почти летняя погода, но по Неве все еще неслись льдины Ладожского
озера, с грохотом ударявшиеся об каменные устои Литейного моста. За гробом шла
густая толпа, которая почти не разредилась до самого Выборгского кладбища, а в
подвальное помещение кладбищенской церкви, где в левом приделе находится
(находится ли еще?) наш фамильный склеп, лишь одна треть провожавших смогла
проникнуть. Плиты, прикрывавшие самую могилу, были уже отвалены, рядом лежали
кучи земли и песка, а прямо под ногами зияла темная дыра, в глубине которой
едва виднелись металлические гробы — один — Ишин — довольно большой, и два детских,
в которых покоились умершие в младенчестве моя сестра Луиза и моя племянница
Катя Лансере. Когда-то голая задняя стена склепа теперь была украшена недавно
прибывшим из Италии мраморным узорчатым алтарем, изваянным по рисунку папы в
готическом, итальянского типа стиле; середину его занимала копия на фарфоре с
фрески Беато Анджелико, исполненная сестрой Катей.
Папа и
теперь не плакал, жизнь ему должна была отныне казаться жестоко одинокой и
какой-то бессмысленной… [7]
В 1909 г. заведующий Выборгской частью
писал в городскую управу:
«На городском, ныне закрытом холерном
кладбище, расположенном на Куликовом поле, осталось лишь несколько могил,
кое-как уцелевших, остальные же сровнялись с землей.
На
двух из сохранившихся могил находились: на одной - икона Божией Матери, на
другой изображение Христа, несущего крест, сделанное от руки карандашом… на
коем сохранилась едва заметная надпись: Евгения Михайловна Антипова.
За
полным разрушением этих могил и крестов, во избежание гибели изображений я
поручил комиссару их снять и доставить в Управу для помещения в Городской
музей».
Ссылки:
1 Материалы к истории Римско-католического
прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища
выборгской стороны в Санкт-Петербурге
Козлов - Струтинский С.Г. Санкт – Петербург 2010
2 Вильнюс католические храмы https://perisher-13.livejournal.com/5882.html
7 Александр Бенуа Жизнь художника Воспоминания
Комментариев нет:
Отправить комментарий