четверг, 31 января 2019 г.

3. Кладбище




Первое иноверческое кладбище находилось у церкви Св.Сампсония с 1711года, по повелению Петра I «дабы умерших тела нигде у других церквей не погребали, кроме сия Сампсониевской церкви…»  Хоронили  иностранцев также на Аптекарском и Васильевском  островах, позднее на Черной речке, при деревне Волково. Для аристократии и чиновников были открыты земли Александро - Невской лавры. С 1798года появилось мальтийское кладбище при церкви Иоанна Предтечи на Каменном острове.   [6 ]
Немецкое кладбище, называемое Смоленским, существовало на острове Голодай с 1747г, было основным для захоронения католиков до появления собственно католического кладбища в Санкт – Петербурге.


Сампсониевский собор после реставрации 2008г

Вновь устроенное кладбище (находившееся южнее закрытого
Холерного кладбища, по левой стороне Старо-Муринской дороги, было освящено Антонием Фиалковским 16.05.1856   [1]
К кладбищу проложили дорогу, территорию в двадцать четыре с половиной тысячи квадратных сажень благоустроили и разделили на прямоугольные участки, названные по именам католических святых: святого Павла, святого Петра, святой Екатерины, святого Станислава и других. За погребение взималась различная плата, причем погребение солдат, неимущих и бедных католиков совершалось бесплатно. Из сумм, получаемых от содержания кладбища, содержались также церковь (поначалу – кладбищенская часовня), служащие кладбищенской конторы.  На прилегавших к церкви участках хоронили священнослужителей.

Выборгское Римско католическое кладбище на планах Петербурга
В середине ХIХ в. католическое население Петербурга насчитывало больше тридцати тысяч человек. Число ежегодных захоронений на римско-католическом кладбище доходило до семисот. Костел получил свой приход, содержавший сиротский приют и школу.


Уникальность Выборгского католического кладбища в Санкт-Петербурге
состояла в том, что на нем были похоронены лица разных национальностей (поляки, белорусы, украинцы, немцы, французы, бельгийцы, швейцарцы, итальянцы, австрийцы, венгры, англичане, ирландцы и шотландцы, русские, шведы,датчане, норвежцы, финны, литовцы, латыши, чехи, голландцы, испанцы, бразильцы, армяне, евреи, персы, кумыки и представители многих других народов). Больше всего было поляков и белорусов.
Общее число погребенных было весьма значительным и достигало, по неко-
торым оценкам, 40 000 чел. Среди них было немало известных и заслуженных для России и ряда зарубежных стран иерархов и священнослужителей, деятелей науки, искусства, государственных чиновников, полководцев, дипломатов и представителей аристократии. 
Даже краткое перечисление имен некоторых из погребенных наглядно показывает, насколько важным религиозным и культурным центром являлось Выборгское кладбище.  Не говоря уже о том, что оно стало одним из немногих конфессиональных кладбищ российских католиков, оно было также самым крупным и важным в культурном отношении, и в этом смысле с ним не могло сравниться даже московское Введенское кладбище [1-365].

В католическом некрополе покоились:

Генералы О.П.Августинович, Я.Борковский, У.И.Вельямович, В.М.Карлович, А.Монтеверде, Ф.В.Одынец, И.И.Сабир, П.Талаевский, И.А.Токаржевский; контр-адмирал С.А.Конаржевский;

Многие известные ученые – математик В.А.Анкудович, профессора Горного института – изобретатель С.Г.Войслав и А.Ю.Новицкий, профессор Геттингенского университета химик Э.Врублевский, профессора Технологического института Б.Т.Вылежинский, И.-Д.А.Евневич (ил.14) и М.А.Кросновский, основатель российского научного лесоведения профессор Лесотехнической академии А.Ф.Рудзкий (ил.15-15б) с семьей, химик-технолог И.Сонгин, геолог Л.Ф.Ячевский, хранитель архива МИД Ф.И.Гильфердинг ,основатель первого в России кружка любителей древностей В.Ф.Краевский. 

Зодчие Ж.-Ж. и И.-М.Шарлемань, И.В.Балинский, А.А.Клевщинский, А.-Ф.К.Красовский, К.Маевский, А.Стафиери, А.Д.Фиалковский.

Медики С.А.Войно, С.-Ф.Данилло, В.Козловский, В.Пиотровский, М.С.Усасс, И.П.Шелига-Мержеевский (ил.16).

Композитор и капельмейстер А.А.Дерфельдт, композитор, дирижер и музыковед В.Казинский, профессора пения Т.И.Занетти и Ф.Ронкони, камер-музыкант Ф.Климпе, бельгийский композитор К.Карлье, автор гимна Итальянского Королевства всемирно известный флейтист Ц.Чиарди (ил.17),
композитор Ц.Пуни; певица А.Ксиндавелонис (Бозио) (ил.18-18б), актеры А.Дюрошэ, М. и Ф.Ледэ,О.Л.Розенфельд.



 Мозаичисты, академики Академии художеств Л. и Ю.Бонафеде, скульптор Г.О.Ботта, художники К.И.Брож, А.Молинари, Я.Пересвет-Солтан, ректор Академии художеств в 1855–1871 гг. Ф.А.Бруни.

Среди похороненных на кладбище было немало представителей высшего католического духовенства.
Последнее пристанище здесь обрели члены аристократических родов: даль-
ний родственник героя Отечественной войны 1812 г. И.Е.Барклай-де-Толли,
семья баронов Гальяр-де-Баккара, Е.де Гардер, А. и Л.Голицыны, представи-
тели рода Гонзаго-Павличинских, графы Грабовские.

В церковном подвале под мраморными саркофагами с барельефами, изображавшими почивших иерархов в литургическом облачении, лежали Могилевские архиепископы-митрополиты: А.К.Гинтовт-Дзевалтовский (ил.24), И.Головинский (под алтарем (ил.25) , К.Дмоховский (ил.26), Б.И.Клопотовский (ил.27), С.М.Козловский (ил.28), А.Фиалковский (ил.29), епископы-суффраганы Г.Ивашкевич и И.М.Станевский 66.


Особые крипты находились в юго-западной части подвала (крипта семьи Бенуа, устроенная в память заслуг архитектора; первое захоронение в ней относится к 1870 г., 14.12.1898 там был похоронен сам строитель храма, Н.Л.Бенуа  и с противоположной стороны фамильный склеп графов Потоцких. [1] 



Под особым алтарем покоилась баронесса М.О.Корф (урожденная Красовская). Кроме того, здесь же был похоронен иером.Д.Лукашевич, дворяне А.Богуменский и К.Стржелецкий и, по некоторым сведениям, – посол Короля Обеих Сицилий,известный дипломат и деятель периода Венского конгресса, герцог Антонио- Мареско Сера-Каприола. Места для о.Лукашевича и семьи Бенуа были выделены бесплатно одновременно с окончанием постройки церкви69 (Материалы)стр24[1]

Смерть матери (Камиллы Кавос) 11 апреля 1891 года

Из воспоминаний А.Н.Бенуа.

В половине девятого повезли маму в церковь св. Екатерины по столь мне знакомому пути, по которому я с мамой часто ходил — через Поцелуев мост, мимо казарм Флотского экипажа (где еще продолжали жить родители Ати), мимо реформатской церкви, которую я с той же Атей посещал когда-то каждое воскресенье, мимо магазинов, в которых мама покупала мне облюбованные игрушки, мимо величественного дворца Строганова, мимо Казанского собора.

Две ночи гроб с мамой простоял в особой капелле при церкви св. Екатерины, в понедельник же 15 апреля состоялось погребение. Наша многочисленная родня и еще более многочисленные знакомые почти заполнили храм; вокруг гроба, заваленного цветами, служили в своих траурных облачениях три священника, а хор Мальтийской церкви под мощные громы органа исполнял прекрасный «Реквием» Гуммеля. Все получилось торжественно и благолепно, но, пожалуй, не во вкусе той, во имя которой происходила вся эта помпа, и мне точно слышались ее попреки: «Зачем все это? К чему все эти бесполезные траты?»
Стояла солнечная, почти летняя погода, но по Неве все еще неслись льдины Ладожского озера, с грохотом ударявшиеся об каменные устои Литейного моста. За гробом шла густая толпа, которая почти не разредилась до самого Выборгского кладбища, а в подвальное помещение кладбищенской церкви, где в левом приделе находится (находится ли еще?) наш фамильный склеп, лишь одна треть провожавших смогла проникнуть. Плиты, прикрывавшие самую могилу, были уже отвалены, рядом лежали кучи земли и песка, а прямо под ногами зияла темная дыра, в глубине которой едва виднелись металлические гробы — один — Ишин — довольно большой, и два детских, в которых покоились умершие в младенчестве моя сестра Луиза и моя племянница Катя Лансере. Когда-то голая задняя стена склепа теперь была украшена недавно прибывшим из Италии мраморным узорчатым алтарем, изваянным по рисунку папы в готическом, итальянского типа стиле; середину его занимала копия на фарфоре с фрески Беато Анджелико, исполненная сестрой Катей.
Папа и теперь не плакал, жизнь ему должна была отныне казаться жестоко одинокой и какой-то бессмысленной… [7]



С севера к католическому кладбищу  примыкало небольшое холерное.      Оно возникло в июле 1831 г., в разгар холерной эпидемии, и предназначалось главным образом для жителей правобережья — Выборгской стороны, деревень Старой и Новой. Во время эпидемии здесь похоронили многих петербуржцев, в числе которых были генерал К. И. Опперман, кругосветный мореплаватель адмирал Г. А. Сарычев, известный врач и писатель, доктор холерной комиссии М. Я. Мудров. Во время второй холеры, 1848 г., на Выборгском холерном кладбище вновь стали хоронить, но вскоре оно было окончательно закрыто.


В 1909 г. заведующий Выборгской частью писал в городскую управу:

«На городском, ныне закрытом холерном кладбище, расположенном на Куликовом поле, осталось лишь несколько могил, кое-как уцелевших, остальные же сровнялись с землей.
 На двух из сохранившихся могил находились: на одной - икона Божией Матери, на другой изображение Христа, несущего крест, сделанное от руки карандашом… на коем сохранилась едва заметная надпись: Евгения Михайловна Антипова.
 За полным разрушением этих могил и крестов, во избежание гибели изображений я поручил комиссару их снять и доставить в Управу для помещения в Городской музей». 


Ссылки:


1 Материалы к истории Римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища выборгской стороны в Санкт-Петербурге    Козлов - Струтинский С.Г. Санкт – Петербург 2010
2 Вильнюс католические храмы https://perisher-13.livejournal.com/5882.html
7 Александр Бенуа  Жизнь художника Воспоминания



Комментариев нет: