четверг, 4 января 2018 г.

5 Замена купола на Благовещенской церкви Киево - Могилянской академии



Благовещенская церковь на Подоле


- Очень красивая церковь! Купол необыкновенный! Попробовала поискать ее фотографии в сети, но ничего не получилось.


Церковь построена в 1740 г. по типу домовой она встроена в старый (Мазепинский) академический корпус Могилянской Академии  и называлась конгрегационной, то есть самостоятельной, автономной.
При гетмане Мазепе строительство  академического корпуса  не окончили. В 1731 году архиепископом в Киеве стал Рафаил Заборовский, он пригласил архитектора И. Шеделя руководить проектом. Благовещенский храм освятили 1 ноября 1740 года.
В 1811 году пожар повредил церковь, ее отремонтировали только к 1824 году. Храм был закрыт в 1918—20 гг. Реставрационные работы проводились в 1950 и 1970 гг.                            
  В советское время здание церкви использовалось  как один из филиалов Центральной научной библиотеки. В 1997 году церковь была вновь открыта.


Нам достался этот объект в 1998 году  с аварийным куполом, в любой момент готовым обрушиться вниз. Пришлось работы начать с его разборки, а свод церкви надежно укрывать от осадков временной кровлей.
Новый купол по проекту архитектора Хромченкова В.К. (институт Укрпроектреставрация) изготовляли во  дворе Трапезной. План был такой: собрать все конструкции, покрыть купол медью, а потом все поднять наверх специальным краном. Так мы и сделали. Сначала купол перенесли через крышу Поварни, а потом, при большом стечении народа, «отправили на небо». 
  
            Меня, как главного исполнителя, кроме всего прочего, волновали два вопроса: Как стропить этот купол, чтобы его конструкции не деформировались при подъеме? А второй технический вопрос был связан с тем, что кирпичный свод церкви возвышался над опорной частью купола и мешал линейным измерениям на карнизе барабана.   Геометрию опор невозможно было определить простой рулеткой. Как станет купол на свое место, попадут ли опорные пяты на закладные пластины?  Геодезисты производили свои измерения, но беспокойство оставалось.  

Предшествовала  этому завершающему этапу  длительная подготовка: заново переложили кирпичный карниз барабана, укрепили его монолитным железобетонным поясом, внизу собрали металлоконструкции купола, потом их обшили доской, покрыли медью…     










18ти тонная сфера качнулась и  плавно поплыла наверх, для меня это было вроде запуска космического корабля. Все прошло благополучно, это был настоящий праздник. 



При большом стечении народа


Где должен быть командир на лихом коне? Правильно, на крыше.

После монтажа барабана с главкой оставался еще крест. Его ставили уже потом, после завершения всех работ, включая позолоту главки. Опять собрался народ, святые отцы служили молебен,  на торжество приехал мэр города Омельченко, поздравления принимал наш президент корпорации Орленко Н, И. Наш директор скромно стоял в сторонке. Все как обычно, но радость моя от этого не стала меньшей, никто ведь из дорогих гостей не догадывался, что происходило наверху за два дня до этого.             
В тот день мы закончили позолотные работы, и монтажники сразу разобрали шатер над главкой и леса, оставив для себя только пару щитов, для монтажа креста. Чтобы не повредить свежую позолоту, я велел накрыть главку полиэтиленовой пленкой. Поднимаюсь наверх следующим утром и вижу, что пленку трепал ветер, и она вытерла плешины в позолоте. Ужас!   
          Спасла положение Рая Хоменко, позолотчица. Монтажники подняли ее наверх, привязали, чтобы та не упала. И там, уже без всякого шатра, на ветру, она исправляла дефекты.     

С монтажниками на верху
                                                               
Ректор КМА  Брюховецкий  и мэр Киева Омельченко
директор КМСНПРМ Колесник Ю.А. и президент корпорации Орленко Н.И.
            Слева гл. художник Кушлик О. В  центре конструктор Шевчук Л. П и справа автор проекта, архитектор Хромченков В.К. Фотографирует их наш главный архитектор Блажиевский И.П
                                               
Наш директор  Колесник Юрий Андреевич
Праздник закончился, его подгадали ко дню Благовещения, народ разъехался, наступили наши рабочие будни. Каждое утро я приезжал на Подол, работы наши продолжались. И тут я начинаю наблюдать, что с куполом что то происходит, его поверхность начинают покрывать огромные безобразные пятна, словно вылили на него пару бочек грязи. Не сразу сообразил, что это начала окисляться медь. Со временем пятна слились в один благородный цвет медной патины. Так и стоит с тех пор этот купол, радуя глаз своим упругим барочным профилем.       
                                                                                                                                               

Два слова о настоятеле церкви. Отец Богдан, он там правит службы до сих пор. Приход у него маленький, церковь небольшая, на закрытой территории, не каждый может в нее попасть. Еще в конце 90х он жаловался мне, что никак не может собрать средств, вставить себе зубы, а нужно заботиться об иконостасе, ремонте внутри. 
        В 2003году отец Богдан не выдержал и написал письмо городскому голове, к нам оно попало уже с резолюцией Орленко: «Дать предложения и решить». Суть письма, кроме поздравлений с Рождеством Христовым, сводилась к напоминанию о нуждах церкви, что опять она осталась в забытьи, а «гроши, можливо, не доходять до адресата, бо поруч   идуть реставрацийни роботи у церкви Святого Духа, яка не е диючей»
        
Наши художники (руководитель Кушлик О.В.) расчистили и реставрировали сохранившуюся живопись на своде церкви, медальоны с евангелистами. В бытность, когда здесь была библиотека, пространство под сводом делилось на два этажа. Наверх вела чугунная винтовая лестница. Очень красивая лестница, но смысл в ней пропал и скоро она исчезла из интерьера.  
В церкви сохранилась живопись 18 века «Нагорная проповедь», очень хорошей работы. Надо бы сходить туда, выбрать время.   


Скажите, а эта дорога ведет к Храму?
                                   

Комментариев нет: