Первая железнодорожная станция в Киеве была сооружена в 1870-м году.
Киевский вокзал 1880г |
В 1908 г. старый вокзал был разобран, на его месте возведён временный барак и началась подготовка к строительству нового вокзала по проекту архитектора Щуко. Однако планы по строительству нового здания были прерваны началом Первой мировой войны, потом революции и гражданской войны.
Здание нового киевского вокзала заложили 7 ноября 1927-го года. В конкурсе на проект участвовали архитекторы Киева и Харькова. Вокзал был сооружен по совместному проекту архитекторов А.Вербицкого и П.Алешина. В разработке проекта участвовали студенты киевских вузов, среди них будущий архитектор В.Заболотный и писатель – фронтовик В.Некрасов.
Благодаря характеру общей композиции здание воспринимается и запоминается как своеобразная огромная триумфальная арка. По пропускной способности и архитектурно-художественному уровню — это одно из самых совершенных транспортных сооружений. Как памятник архитектуры является примером сочетания традиций и новаторства в украинской архитектуре того времени. [4]
Строительство нового вокзала 1929г |
1932 г |
1935г |
1935г |
1942г |
1943г |
1980 тые |
Серьезную реконструкцию пережил вокзал в
послевоенные годы и во время подготовки к Олимпиаде 1980-го года. В особенности
– были обновлены и переделаны вестибюли вокзала.
Крупная реконструкция вокзального комплекса
происходила в 2001-м году.
В объем основных
работ вошли реконструкции: центрального
вокзала, конкорса (перехода), вокзала пригородных поездов, западного и
восточного туннеля, а также строительство нового Южного вокзала, и транспортной
эстакады. Сроки выполнения - 8 месяцев вместо 3,5 лет были исключительны даже
для мировой практики.[3]
Таким
образом, киевский вокзал стал иметь два входа – «центральный» и «южный», между
ними была построена система надземных и подземных переходов. Главными
подрядчиками работ были Укрреставрация, Киевгорстрой 6, Мостострой. Генеральный
проектировщик – Киевгипротранс, вместе с ним за проектные решения отвечали еще
шесть организаций. Интересно, что
вокзал попал в книгу рекордов Гиннеса за свою быструю реконструкцию.
Кирпа Георгий Николаевич |
С февраля 2001года на вокзале шла напряженная работа. Я туда, кстати, очень скоро попал. К тому времени здесь уже сидели все наши подразделения. . Главным заказчиком был Г.Н. Кирпа, тогда зам. министра транспорта и генеральный директор «Укрзализницы», который очень странным образом уйдет из жизни в 2004 году. Следствие будет закрыто с выводом - самоубийство. Своим неожиданным уходом из жизни Георгий Николаевич откроет целый список необъяснимых самоубийств среди влиятельных людей Украины.
Вокзал продолжал функционировать в обычном режиме, стройку совместили с действующим перроном, о людях не вспомнили ни разу. Пыль, работа тяжелых механизмов, среди них толпы встречающих, растерянных людей с чемоданами, детей, колясок. Расписание поездов написано мелом на щите. Проход к поездам в галерее под лесами, наверху работают люди, пыль сыпется на головы, висит в воздухе. Но самое главное, как сориентироваться, пройти через стройку, когда времени в обрез.
У перрона приезжих встречают группы странных людей. Это кидалы, предлагают выгодные акции, выигрышные билеты. Снуют менялы, тут же тебя могут обмануть, вытащить кошелек, сунуть пачку резаной бумаги, в обмен на валюту. Наша стройка для них- Клондайк! Человек и так растерян, в непривычной обстановке. Вот бежит через наш зал молодой парень, в руках он держит кошелек. Ловко лавирует между материалов, скрывается в дверях, за ним быстрой тенью несется другой. Это охотник и его жертва.
Дальше приезжих встречают живые коридоры сдающих жилье. Дешево, близко, выгодно. Рядом с ними дельцы, предлагающие работу, таксисты, грузчики. Вокзал это человеческие джунгли, он живет по своим законам. Нищие и пьяницы, бомжи и сводники никуда не делись, они растворились среди мусора, стройматериалов, в ожидании своего шанса на жизнь. А милиция, сейчас полиция? Какая не простая и особая у них там работа!
На плитах парапета отдыхают калеки, им некуда торопиться, они у себя дома, Наступает утро, ноги убогого страшны, кожа красная, воспаленная, в струпьях. Солнце показалось из за труб и крыш домов, от черного полированного камня поднимается парок испарений.
За время работы, мы насмотрелись на всякое. Семь месяцев творился этот заказанный хаос, чтобы оба вокзала, с одним общим перроном, запустить в один день. Но запустили! Работы завершили в срок, ко Дню Независимости, реконструкция обошлась в 137 миллионов гривен. Как потом напишут « Работы велись с размахом и высокой скоростью». [1]
Снаружи и внутри круглосуточно кипит работа |
Леса в вестибюле. Пассажиры идут к поездам |
Вестибюль |
Вестибюсь, до сдачи несколько дней |
Второй этаж моют полы |
Еще день назад в это было трудно поверить. А сегодня работало все: кассы, залы ожидания, буфеты и электронные табло. Пыль вытерта, пол блестит, на расставленных лавках сидят посетители, некоторые дремлют, кругом обычная вокзальная суета. Ничто не напоминает еще вчерашний строительный бардак, пыль, исчезли сотни снующих рабочих, все, что нужно сделано, вывезено, убрано. Все походило на чудеса волшебной лампы Алладина. Главным Алладином был наш директор Юрий Андреевич Колесник. Все эти долгие месяцы он только что не спал на вокзале, а совещания проводились и по ночам. Министр считал это хорошим тоном, приехать на проверку ночью. В последние недели работ, когда главные силы были сосредоточены в центральном зале, Колеснику поставили желтый пластиковый стул посреди зала, где он мог присесть, унять боль в спине. Уже стояли на своем месте два эскалатора, сняли леса, заполнявшие весь объем громадного зала. Кто сейчас вспомнит, что такой простой вопрос, как доставить эскалаторы к месту монтажа, решался путем разборки наружной стены вокзала.
Вопросы, вопросы. Чтобы справиться с транспортировкой мусора из подвала, купили специальный погрузчик, с подачей ковша поворотом над кабиной. Ничто другое там не проходило.
Работы выполнялись круглые сутки, без выходных, одновременно - от крыши и фасадов, до подвалов и подземных галерей. Больше всего Юрий Андреевич опасался непредвиденных ЧП. По несколько раз предупреждал проверять помещения, чтобы не возникало пожаров, особенно это касалось чердака. Когда мы зашли туда с работами, нужно было строить новые венткамеры, я понял, в чем дело. Крыша вокзала однажды уже горела. В конструкциях крыши были использованы, в качестве прогонов, старые рельсы. Эти рельсы имели странный прогиб по длине. Металл при высокой температуре не выдержал, рельсы прогнулись.
Анализ результатов обследований, проведенный
НИИСКом, показал, что практически 90% колонн подвала, около 60% колонн первого
этажа, треть площади перекрытия под центральным вестибюлем и 20% площади
перекрытия над подвалом требуют усиления. Основные дефекты строительных
конструкций -- отслоение и выколы защитного слоя бетона, пластинчатая коррозия
рабочего армирования (продольного и поперечного) с уменьшением площади сечения
стержней до 100%, наличие нормальных и наклонных трещин шириной раскрытия до 5
мм, прогибы до 15 см и потеря устойчивости стропильных элементов кровли и
прогонов из рельс. В результате несущая способность конструкций в различных
местах снижена от 10% до 30%. Ряд конструкций находился в аварийном состоянии.[6]
Вокзал – сложное инженерное предприятие, посетитель видит только открытую часть, в залах ожидания (и то там много интересного!) Одни подземные сооружения вокзала, в которых можно заблудиться, чего стоят! Киевский вокзал прошел войну, позади немало лет эксплуатации. Сняв полы и облицовку несущих колонн в залах ожидания первого этажа, мы убедились, что реконструкция задумана не зря. Арматура колонн подверглась коррозии, а несущая оболочка перекрытия составляет всего несколько сантиметров. Пришлось эти конструкции усиливать.
Вокзал – сложное инженерное предприятие, посетитель видит только открытую часть, в залах ожидания (и то там много интересного!) Одни подземные сооружения вокзала, в которых можно заблудиться, чего стоят! Киевский вокзал прошел войну, позади немало лет эксплуатации. Сняв полы и облицовку несущих колонн в залах ожидания первого этажа, мы убедились, что реконструкция задумана не зря. Арматура колонн подверглась коррозии, а несущая оболочка перекрытия составляет всего несколько сантиметров. Пришлось эти конструкции усиливать.
Колонна, коррозия металла |
Оглядываясь назад, прихожу к убеждению, что организация работ нашей мастерской на реконструкции вокзала заслуживает высшей оценки. Никогда мы так слаженно не работали, как в эти дни. Никому не надо было повторять дважды, все службы на базе, в управлении и на объекте, работали с максимальной отдачей. Требовалась координация сил многих десятков подрядчиков, своих и сторонних, проектировщиков и заказчика, решения сотен проблем - одновременно. Заставить работать слаженно такой сложный механизм как наша стройка, не каждому было дано. И стоит это очень дорого.
После реконструкции 2001 года |
Южный вокзал |
Осенью на перевыборном собрании выступал президент корпорации Орленко. Выбрали новую главу правления, ею оказалась Колесник Елена Юрьевна. Сказав о заслугах своего покойного соратника и друга, Орленко вытащил из кармана награду для Колесника – удостоверение почетного железнодорожника, чем потряс меня окончательно. Книжечка с правом бесплатного и досрочного проезда в Рай, это было круто.
Объекты наши служат людям, чего бы это нам не стоило. Такова профессия строителя. На Бессарабском квартале в сети дорогих магазинов продают парфюмерию и дорогие костюмы, там есть где развлечься, провести время. Вокзалы ведут свою будничную круглосуточную жизнь, они дают приют всем нуждающимся . И череда новых торговых точек на площади, ради них тоже была эта реконструкция. В Храмах служат молебны . Мир обновляется с каждой стройкой.
Реконструкция площади Незалежности 2001год |
На главной площади столицы, площади Незалежности, обновленной в том же году, среди стеклянных плафонов, фонтанов и статуй тоже обитают люди. Может, им не очень нужны все эти сомнительные изыски и красоты, колонны и странные ангелы, скорее даже совсем не нужны. Куда лучше, чтобы не вылезала из всех щелей нищета и отчаяние, а у человека была надежда на завтрашний день.
К сожалению, это уже другая тема, где научная реставрация вряд ли скажет свое решающее слово.
Cсылки:
1 http://dosye.info/Кирпа,_Георгий_Николаевич
https://wiki2.org/ru/Кирпа,_Георгий_Николаевич
3 Реконструкция вокзального комплекса https://www.youtube.com/watch?v=EbKvJ0GGTfY
4 Железнодорожный вокзал Киева https://ua-archi.livejournal.com/12939.html
5 http://www.alyoshin.ru/Files/blog/nin-gen/nin-gen_vokzal.html
6 http://www.stroymart.com.ua/ru/publications/3767
Комментариев нет:
Отправить комментарий