суббота, 20 января 2018 г.

10 Бессарабский квартал

              Проект реконструкции Бессарабского Квартала, вариант института Укрпроектреставрация                                   архитектор В. Смирнов 

   
В 2001году началась реконструкция Бессарабского квартала. Так называлась значительная территория, справа от рынка, ограниченная четырьмя улицами и домами. Самое крупное здание,  которое  раньше занимала городская больница, находилось в аварийном состоянии.


Бессарабский рынок (слева) и городская больница 1984г

В середине XVI века на месте этой площади существовало кладбище. Почти два столетия здесь хоронили людей.  По мере застройки города,  в 1812 году кладбище перенесли на Зверинец, а здесь осуществили планировку местности.  Рвы глубиной до 6-ти метров засыпали  слоями перегноя и земли. Так появился пустырь, на котором в первой половине ХІХ столетия возник стихийный базар. На нём торговали крестьяне с юга МалороссииНовороссии и Бессарабии, откуда и происходит название Бессарабской площади.   
Низменная местность в центре Киева часто превращалась в искусственное гнилостное болото, которое портило воду в колодцах окружающих усадеб. После дождей сюда устремлялись грязные потоки с окружающих холмов.  Сама торговая площадь была захламлена грязными магазинами и палатками, каруселями и качелями. Посереди неё едва теплился фонтан «Моряк», установленый при киевском губернаторе И. И. Фундуклее.  Фонтан  годами не работал,  в него сбрасывали всякий хлам. Киевляне считали эту местность неприглядной. На улицах  убогие здания, недалеко — остатки глубокого оврага, в который свозили мусор чуть ли не со всего города. А напротив — цирк Дерсена, где проходили различные цирковые представления.
          В 1840-х годах, когда уже сооружали Киевский университет и Новую Печерскую крепость, эту площадь также начали застраивать. От неё в направлении Троицкой площади, где ныне находится Национальный Олимпийский стадион, проложили так называемую Городскую Бессарабскую трубу длиной 900 метров, шириной свыше 2 метров и высотой около 3 метров, выложенную из кирпича. Она предназначалась для приёма сточных вод, которыми во время ливней затапливалась площадь. Когда проводили работы, обнаружили  в большом количестве человеческие скелеты и остатки гробов.
                                                          
Бессарабская площадь 1860 тые годы. На холме видно здание университета

На площади в 1869 году был воздвигнут памятник, посвященный Богдану Хмельницкому. В честь этого события площадь стали называть именем великого национального гетмана, что продолжалось даже после того, как сам памятник был перенесен на Софийскую улицу.
Активная торговля на Бессарабской площади, «портила» всю картину архитектурного ансамбля, который выстраивался на Крещатике и Большой Васильковой улице. «Волдырь на кончике красивого аристократического носа» - так сравнивали фельетонисты этот рынок. Из-за множества хаотично расположенных здесь деревянных лотков площадь выглядела крайне неопрятно. Лазарь Бродский был крупным сахарозаводчиком и занимался благотворительной деятельностью. В своем завещании он даровал городу 500 тысяч рублей, деньги предназначались на строительство нового рынка на Бессарабской площади.  В 1910 году стартовало строительство.  Официально  Бессарабский рынок открыли 3 июля 1912 года. Это было прибыльным предприятием. Доход приносила не только аренда мест на рынке, но и ресторан, и магазины, расположенные в здании рынка. 
В дальнейшем Бессарабская площадь становится одним из центральных районов города. Здесь  появляется элегантное здание гостиницы Националь, построенное на месте дома Викентия Беретти. На другой стороне улицы строится не менее фешенебельный отель Пале Рояль. Здание этой гостиницы сохранилось до наших дней. В течение многих лет здесь находилась городская больница, а сегодня строение занимает известный торговый центр Мандарин Плаза. [1]                             
Бессарабская площадь начало Б.Васильковской улицы. Дом №1,3 1935-1938г

Отель Пале Рояль, теперь  памятник архитектуры, был построен по проекту весьма дорогого на то время киевского зодчего Андрея Краусса  (заказчик этого громадного дома был Алексей Семенович Данилевский).  Андрей Краусс (1856-1911) возвел в Киеве немало зданий, в основном, это доходные дома в центре города:  доходный дом Апштейна (ул. Спасская, 8-а), дом Брука (ул. Ярославская, 21), гостиница "Эрмитаж" (ул. Богдана Хмельницкого, 26) и многие другие.[2, 3]  

                                        
1980 тые годы


Наступил 2001год, и с ним новые проблемы. Корпорация получила несколько крупных заказов в Киеве, и наше управление привлекли сразу на двух крупных и проблемных объектах - реконструкциях Железнодорожного вокзала и Бессарабского квартала в центре. На вокзале решать все проблемы взялся сам Колесник. Сразу и надолго - до самого окончания работ, он проводил там нескончаемые совещания, со строителями, проектировщиками, поставщиками.  С самого начала был задан невероятно сжатый график работ, для кого то это был вопрос престижа, мы все хотели выглядеть по европейски. И жизни Ю.А.Колеснику, как оказалось, едва хватило на этот объект. Вокзал стал для него роковым,  не выдержало сердце.  

А на Бессарабку послали молодого, ново испеченного директора Беденка Сергея Анатольевича, еще вчера прораба,  и меня, в качестве главного инженера. Объект оказался серьезным. Это были уже руины зданий бывшей городской больницы, отселенной лет двадцать назад. Здания подлежали сносу, но наш замечательный президент корпорации, убедил, всех, что сносить не надо, что мы все умеем - возродим, и будут как новые. Задачу мы выполнили, но более страшных объектов и условий для работы я не видел. Часть стен уже не существовало. Нужно было менять все деревянные перекрытия, они прогнили от крыши до подвала. В некоторых помещениях от перекрытий образовывались воронки из деревянного праха, на которые ногой нельзя было ступить, а нужно было посылать людей, подводить леса, как то работать. Падали конструкции, падали люди, были и травмы. На нашем участке, самом сложном из всех, во время обеда упала стена высотой в три этажа, не успели ее подкрепить. Никто тогда не погиб, по счастливому случаю. После этого я остался на ночную смену, подвесили на башенный кран два фундаментных блока и обрушили ими, аварийные карнизы, и участки стен. Утром сказали:

- Само упало!

И таких случаев был не один. 

Руины здания. Наш участок работ


На чем держится эта стена лестничной клетки?

Буровые работы под этой стеной


Деревянные балки перекрытий - последнее что удерживает стену от обрушения


Глаза боятся, а руки делают!   Понемногу стало что то вырисовываться, недостающие участки стен выложили  заново, поставили новые балки появились перекрытия, здание начало набирать жесткость.

Работаем на фасадах, но нет еще ни крыши ни стен

Восстанавливаем лепку

Разрушение зданий школы
 В это же время продолжался снос старого жилого дома и строений школы на пятне застройки. Другие подрядчики отрыли огромный котлован и занялись устройством свайного поля для новых корпусов. По сути, реализовывался проект строительства целого комплекса сооружений, причем, с листа. Рабочая документация создавалась параллельно, а чаще запаздывала. Нередко я отправлялся в институт и дожидался, когда конструктор вынесет листок в клетку из своего блокнота, с подписью и это было проектное решение. Это «ноу-хау»  тех безумных лет, когда жадность и алчность шла впереди разумного решения. Вложить деньги и по быстрее получить их оборот,  вот и весь смысл «передовых начинаний». Называлось это – работать по - европейски.  Такой простой пример: На старом здании уже ушли наверх с перекрытиями, когда заказчику пришло в голову иметь подвальные помещения большей высоты.  То есть, заглубить полы подвалов на 1,5 метра … При этом обнажились ленточные фундаменты всего здания. Теперь не только подводили сваи под трещавшие стены через каждые 1,5 метра ( выручал метод прошедший испытания на Успенском соборе) Но бетонировали сами стены на недостающую высоту.   И сделали! Грандиозная работа, сродни той, когда аппендицит вырезают через задницу.  Получился такой дом на курьих лапках свай, которому потом еще добавили один этаж, за счет мансарды.

- За Ваши деньги исполняем любой каприз!

 Правда, мы то кроме своей зарплаты, других денег не  видели.

Здание уже с мансардой

Самое интересное ждало нас впереди.                                                                                         
Итак, котлован и буронабивные сваи, что это такое.  Машина с архимедовым винтом - шнеком диаметром 600- 800 мм, словно гигантский шуруп, загоняет вращающийся шнек на 20 метров в землю. В середине шнека полая труба, по ней подается в скважину бетон. Шнек  поднимается вместе с грунтом, одновременно подается бетон и образующаяся полость заполняется новым материалом. Это теория, а  на практике внизу остаются незаполненные бетоном полости, в них  поступает грунт массива, а внизу плывуны, обводненные пески с высокой фильтрацией воды.
У нас начали происходить серьезные осадки здания ( я до сих пор поражаюсь, как нам удалось его достроить). Однажды все начало трескаться, стены  пришли в движение и чем ближе к котловану, тем страшнее. Ставим на трещины маяки, а их рвет на следующий день, разрушение происходит просто на глазах. Котлован как воронка, в многие сотни метров, стал втягивать в свою активную зону прилегающие улицы, пошли трещины в асфальте, в соседних домах, а мы суетились вокруг своего участка. Трещины по 10 см раскрытия, появлялись каждый день новые, мы не успевали реагировать. Обсуждаем проблему на совещании. Конструктор с института предложил участок здания разобрать… которое с таким трудом мы подняли из руин!  Это же наша работа!   А предложить приостановить устройство свай? Проследить за технологией ведения свайных работ?  Кто расслышал мой голос?


Трещины, трещины

Наши бурильщики бросились усиливать фундаменты, мы ставили подкосы, связывали перекрытия, пытаясь спасти свое здание. Уперлись балками в соседний уже сделанный ростверк     ( мощная ж\б плита толщиной 1,5 метра, опирающаяся на сваи). Забили стальные клинья, до звона напряженного металла, исключив любые зазоры. Прошло несколько дней, и я с изумлением обнаруживаю, что появился зазор! Дальше этот зазор стал увеличиваться! Это говорило только об одном:  
Мощная, монолитная, железобетонная плита, опирающаяся на десятки свай,  уплывала в котлован, опережая наше здание! Когда я доложил ситуацию ведущему конструктору, доктору технических наук, он не поверил, назвал чушью.  Потом сам  убедился. 
К счастью, подрядчик работал быстро, сваи заполняли котлован и великий дрейф миллионов тонн грунта, а вместе с ним всего, что попало в активную зону, замедлился, ситуация стабилизировалась.  


         Перекосы фасадов, конечно, сейчас видны с улицы даже на глаз, но ведь здание старое – умные найдут объяснение.  Кто то умело распорядился своим капиталом и теперь пожинает прибыль, кто то  утвердился в своей роли ведущего подрядчика и проектировщика. Мы же, остались, вполне довольны тем, что справились,  не загубили людей и свое дело на этой окаянной стройке.   
        Конечно, хорошо бы посмотреть изнутри, как ведет себя старое здание, есть ли трещины? Да только не любитель я шумных развлечений.

Поднимаются стены нового корпуса. Наш участок работ

Прорабы на Бессарабке 2001год

Бессарабский квартал после реконструкции

Огни Большого города

« В Бессарабском квартале расположены большие торгово-развлекательные комплексы Арена-Сити  и Мандарин Плаза, которые впечатляют разнообразными архитектурными формами. В их помещениях находятся эксклюзивные бутики, spa-салоны, магазины элитных автомобилей, фешенебельные апартаменты и круглосуточная подземная автостоянка. В вечернее время территория Arena City и Mandarin Plaza становится центром ночной жизни города Киева. Здесь работают круглосуточные рестораны, эпатажные ночные клубы, lounge и спортбары и многие другие заведения для досуга. Внутри развлекательного центра часто проводят различные концерты, шоу и другие мероприятия индустрии развлечений. С фасадной части здания торгового комплекса Арена-Сити, напротив Бессарабского рынка, находится центр современного искусства Pinchuk Art Centre (Пинчук Арт Центр), основанный известным украинским бизнесменом и меценатом Виктором Пинчуком. В экспозиции этого заведения можно увидеть  выставки и различные необычные инсталяции известных деятелей современного арт-сообщества. Вход в  Pinchuk Art Centre бесплатный. Рядом с уникальной арт-галереей находится круглосуточный ресторан японской кухни «Сушия».
                                                                                                                                                  

Ссылки:


Комментариев нет: