Фролов Владимир Александрович (1874-1942) русский художник – мозаичист. Это он занимался уникальной работой – снимал мозаики Михайловского собора в Киеве в 1934 году. [14]
Фролов принадлежал к
потомственной семье русских мозаичистов, его отец Александр Никитич (1830 -1909)
основал первую в России мастерскую декоративной мозаики, работал над мозаиками
Исаакиевского собора. Владимир Александрович всю свою жизнь посвятил созданию
мозаичных панно.
Фролов В.А. был женат
на внучке архитектора, зодчего храма. Нина Леонтьевна (1880-1959) – дочь Леонтия Николаевича Бенуа (1856-1928). Так
связали себя родственными узами две династии художников в Петербурге. Этим
фактом можно объяснить авторство мозаики
в погребальной крипте Бенуа.
Появление интереса к мозаике в Петербурге было связано
с Исаакиевским собором, когда повелением царя было принято решение часть росписей
в соборе заменить на мозаику. Высокая
влажность в помещении собора препятствовала живописным работам. Стену под
роспись штукатурили, зачищали пемзой, прогревали жаровнями до 100-120 градусов,
затем наносили грунт. Но все равно участки живописи часто приходилось удалять
из за отслаивания основы и снова переписывать.[15]
В 1849году был
образован комитет по организации петербургской
мастерской мозаики при Академии художеств. В первую очередь при Стеклянном
заводе обеспечили производство смальт. Для создания мозаик в соборе
понадобилось более 12 тысяч различных оттенков смальт. Жизнь Александра Никитича
оказалась целиком связана с искусством
мозаики. К середине 1860х годов он был
уже опытным художником – мозаичистом, работавшим для Исаакиевского собора. [16]
Учились у итальянцев,
перенимали опыт, на мастику переносился контур изображения, затем, сверяясь с
оригиналом, укладывалась мозаика из кусочков смальты. Каждый кусочек тщательно
подкалывался и плотно укладывался с
минимальным зазором. Художник, все время контролировал себя, сверяясь с колером
и тонами живописи По окончании набора мозаику переводили на цементную основу. Набор
заклеивали плотной материей, переворачивали, мастику счищали, набор заливали
цементом. Потом лицевую поверхность шлифовали, швы подкрашивали цветным воском
и полировали. Работа была кропотливой, длительной и очень дорогой. Существовал и
другой метод работы, когда набор производился сразу на обратную сторону кальки,
снятой с оригинала. В 1888 году уже старший
сын Фролова, Александр разработал свою технологию мозаики, доказывая ее
преимущества, при которой работы значительно упрощались. Александр Фролов
вместе с отцом открывают свою частную Мозаичную студию в 1890году, на
Васильевском острове в доме №23 по 14 линии.[16]
Владимир Александрович – третий художник - мозаичист в
семье Фроловых.
После смерти брата
Владимир становится руководителем мастерской и в начале нового века становится
признанным мастером мозаики, дела идут успешно. От брака с Н.Л.Бенуа рождается
трое детей, налаживается свой выпуск смальт, много заказов, ширится круг связей,
но грянула революция.
Мастерская
разгромлена, Фролов дважды отбывает
заключение. Семью Фролова изгоняют из собственного дома, разграблены и погибли многие художественные ценности,
которые семья собирала многие годы. Мозаики Исаакиевского собора были выброшены
и валялись во дворе под снегом. [16]
О Фролове вспоминают уже в 1934 году, пригласив возглавить Мозаичное отделение обновленной Академии художеств.
Мастерская приступила к выполнению заказа для
московского метро. Тогда же подоспела срочная командировка в Киев на
Михайловский собор, который власти готовили
к уничтожению. Нужно было быстро снять древние мозаики, и никто не знал, как
это сделать.
И снова грянула война, молодые сотрудники мастерской
ушли на фронт, но работа продолжалась, уже в блокадном кольце. Набирались панно
для метрополитена. Историю об этих панно, рассказанную Юрием Можаевым,[17] в
газете Вечерняя Москва, я приводил
раньше [14] Владимир
Александрович успел передать свои последние работы для метро, а сам умер от
голода 3 февраля 1942года, и похоронен в
братской могиле вместе с другими профессорами Академии художеств на Смоленском
кладбище.
- Вот
ведь что проклятая война наделала! Я был с нашими войсками в Польше, Германии,
видел братские могилы, где лежат солдаты, офицеры, военнопленные… но братская
могила для профессоров – это и сейчас в голове не укладывается… Закончил свой рассказ собеседник Можаева.
Что уж тут говорить о
цене жизни Фролова, есть Высший суд для этого, обидно другое. Об этом пишет
внук художника, тоже Владимир Александрович на страницах своей книги «Петербургская
мозаика»[16]
- Легко можно представить какую обиду испытали
вдова и дети Владимира Александровича, когда в периодике послевоенного времени,
в связи со строительством московского метрополитена, они обнаружили полное
отсутствие сведений не только о дореволюционной и довоенной истории мозаики, но
информацию просто обманывающую читателей…. Словно после М.Ломоносова в России
не существовало искусства мозаики, оно возникло только после Великой
Отечественной войны. Заслуга в этом
приписывалась П.Д.Корину и А.А. Дейнеке…
Интересна судьба
дальнейших публикаций, связанных с этим рассказом о последних мозаиках Фролова.
История
подвига известного мозаичиста Владимира Фролова. Ценой своей жизни он украсил
московское метро.
- Фролов работал над ними в
блокадном Ленинграде, в мастерской с выбитыми стеклами, работал в одиночку, на
последнем дыхании.Он очень торопился, чтобы только успеть к открытию станции в Москве в 1943-м году. Своими руками погрузил панно в грузовик, который переправил их на Большую землю по Дороге жизни, вернулся домой и через три дня умер…
Я живу рядом с «Новокузнецкой», и каждый раз, проходя по ней, поражаюсь - на всех мозаиках столько солнечных, ярких красок, столько мирного неба и счастливых лиц, что кажется невероятным, как голодный полумертвый человек в холоде и темноте, мог работать над такими радостными картинами…
Об этом рассказал документальный
фильм "Метро" Елизаветы Листовой. Кажется, дело с тем,
чтобы увековечить его память, сдвинулось. И вот - новые открытия и уникальные
съемки.
Людным московским вечером начальник
столичного метро Дмитрий Гаев спустился на станцию "Новокузнецкая" к
последней работе мозаичиста Владимира Фролова. Блокадные мозаики парят над
головами пассажиров незримо. Но в свете вновь открытых фактов - плафоны
доделаны в холоде и голоде Ленинграда зимой 1941-1942 годов почти 70-летним
мастером - хочется, чтобы они не парили, а кричали.
"К сожалению, я только из вашего
фильма узнал, что Владимир Александрович Фролов скончался сразу после того, как
отправил последний ящик. Я знал, что он умер в блокаду, но что он как бы подвел
черту своей работой и ушел, не позволяя себе до этого уйти из жизни, не
закончив работу, - это я впервые узнал из вашего фильма", - говорит Гаев.
"Человек жил работой. Это
дает право, чтобы памятная доска об этом человеке была установлена на станции
"Новокузнецкая", - подчеркнул Дмитрий Гаев.
В Смольном губернатор северной
столицы Валентина Матвиенко говорит о том же. Называет фроловские работы:
аптеку Пеля с его "органотерапевтическим институтом" и мозаичными
гербами под крышей. Город сияет мозаиками, набранными в мастерской Фролова.
Искрится на солнце фриз дома Набоковых, смальтой мерцает весь верхний этаж на
Большой Зеленина, игрушкой стоит на канале Грибоедова Спас на крови - самое
большое, целиком мозаичное творение фроловской мастерской. Одна беда - ни имени
создателя этой красоты, ни его трагической судьбы никто не знает.
- Я думаю, что будет портрет из смальты,
- говорит Дмитрий Гаев.
-
Мы заполируем его, чтобы он был в цвете, сочный. Уже есть идеи, но раскрывать
их, наверное, преждевременно. Я думаю, размер будет хороший, скажем, два на три.
(вести недели)
Матвиенко и начальник метро Гаев наперебой
обсуждали только одно – необходимость срочного увековечивания подвига старого
художника. Решение о памятной доске в метро было принято на самом высоком
уровне – мэрией Москвы и Питера, начальством московского метрополитена…
Прошло три года, доски нет. Потрепались всласть,
восхитились перед камерами и успокоились. [18]
Доску все же поставили. Не мозаичную, не два на
три, но все же
Виктор Савостьянов написал по
этому поводу 31 марта 2013года:
РЕЗУЛЬТАТ, КОТОРЫЙ ВСЕ ЖДАЛИ. Вывод простой: мы можем очень многое, если действуем
сообща!
Об этой странице московского метро не
вспоминали все 70 лет. что стоит эта станция. И вообще мало вспоминали о том
кто делал мозаики на станциях метро. И доску эту пробивали много лет.
Спасибо Елизавете Листовой снявшей
фильм "Советская Империя:
Метро" и вспомнившей его подвиг. В холодном
блокадном Ленинграде Владимир Александрович, которому уже было 69 лет, при
свете керосинки, почти в одиночку, в неотапливаемой мастерской делал мозаики
для московского метро. Сделал, отправил посылку на Большую Землю и через три
дня умер. И был свален в общую яму - профессорскую могилу. И забыт.
Доску ставили с 2009 года. Муторно, и не
так как задумали (хотели в смальте сделать). Но все же поставили.
Но меня все больше саднит история блокадного
Ленинграда, в котором нашелся транспорт, чтобы вывозить мозаики для дворцов, но
не нашлось места для людей.
Фролов Владимир Александрович
(1874, Санкт-Петербург — 3 февраля 1942, Ленинград) — русский
художник-мозаичист; сын художника А. Н. Фролова
Работы:
·
Церковь
Св. Марии Магдалины в Дармштадте (освящена
в 1899 г.; худ. Васнецов В. М.;
арх. Бенуа Л. Н.);
·
Церковь
Св. Георгия на Гусевских стекольных заводах Ю. С. Нечаева-Мальцева (Гусь-Хрустальный)
(освящена в 1902 г.; худ. Васнецов В. М.;
арх. Бенуа Л. Н.);
·
Мозаичный фриз по эскизам
С. Т. Шелкового на доходном доме герцога Н. Н. Лейхтенбергского (Большая Зеленина улица,
дом 28; 1904—1905 гг.);
·
Собор Св. блгв. кн. Александра Невского в
Варшаве (освящен в 1912 г.; худ. Васнецов В. М.;
арх. Бенуа Л. Н.);
·
Особняк
С. П. Рябушинского на Никитской ул. в Москве
(арх. Шехтель Ф. О.);
·
Церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских
пороховых заводах (освящена в 1907 г.; худ. Рерих Н. К.,
арх. Покровский В. А.) Мозаики не сохранились.
Церковь
Покрова Св. Богородицы в селе Пархомовка Киевской губ.
(освящена в 1907 г.; худ. Рерих Н. К.;
арх. Покровский В. А.); "Покров Богородицы"
Феодоровский Государев собор в
Царском Селе (освящен в 1912 г.; худ. Н. С. Емельянов;
арх. Покровский В. А.); Мозаика главного входа. Мозаика на абсиде. Мозаика на
крыльце.
·
Церковь
Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке в Москве (освящена в 1912 г.;
худ. Нестеров М. В.;
арх. Щусев А. В.);
·
Троицкий
собор в Почаевской лавре (освящен в 1912 г.; худ. Рерих Н. К.,
Быстренин В. И.; арх. Щусев А. В.);
- Морской собор во имя Николая Чудотворца в
Кронштадте (освящен в 1913 г.; худ. Васильев М. Н.; арх. Косяков Вас.
А.);
- Храм-памятник во имя Свт. Алексия в Лейпциге (освящен
4 (17) октября 1913 г.; худ. Н. П. Пашков; арх. Покровский
В. А.);
- Усыпальница Прохоровых в
Новодевичьем монастыре в Москве (1911 г.; арх. Покровский В. А.);
- Мавзолей Эрлангеров на
Введенском кладбище в Москве (худ. Петров-Водкин К. С.;
арх. Шехтель Ф. О.);
- Церковь Св. Троицы в г.
Балаково Саратовской губернии. Наружные мозаики. (1911 г.; худ.
И. О. Чириков; арх. Шехтель Ф. О.);
- Церковь Святого Духа в
с. Талашкино Смоленской
губернии (худ. Рерих Н. К., Малютин С. В.; арх. И. Ф. Барщевский, В. В. Суслов);
·
Киевский
вокзал в Москве. Два герба СССР; (установлены в 1925 г.; арх.
И. И. Рерберг);
·
Мавзолей
В. И. Ленина в Москве (1929—1930 гг.; арх. Щусев А. В.);
·
Памятник
Героям революции 1905 года в Нижнем Новгороде (1931 г.; худ.
М. А. Зернина, Е. Байкова; арх. А. А. Яковлев);
·
Дом
Правительства Белорусской ССР в Минске. Декоративные мозаики
(1932—1933 гг.; арх. Лангбард И. Г.);
·
Снятие
и перенос мозаик Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве
(1934—1935 гг.);
·
Павильон
СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Карта Союза Советских
Социалистических Республик (1935—1937 гг.);
·
Театр
В. Э. Мейерхольда в Москве. Сцены из комедии «Ревизор».
(1935—1937 гг.; худ. В. Ф. Бордиченко,
Б. В. Покровский; арх. Щусев А. В.);
·
Военная
Академия им М. В. Фрунзе в Москве. Композиция «Знамена» в памятном
зале. (1935—1937 гг.; худ. Е. Е. Лансере,
Л. Е. Фейнберг; арх. Руднев Л. В., Мунц В. О.);
·
Реставрация
мозаик Софийского собора в Киеве (1936—1941 гг.);
·
Кинотеатр
«Днепр» в Киеве. Декоративная композиция «Павлин»;
·
Всесоюзная
сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) в Москве. 1939 г.
Павильон Северо-западных областей. Портрет
В. И. Ленина (худ. Б. В. Покровский);
·
Павильон
Московской области. Портрет В. И. Ленина;
·
Павильон
«Татария». Панно;
·
Павильон
«Азербайджанская ССР» (арх. С. Дадашев, М. Усейнов);
Павильон СССР на Всемирной выставке 1939 г.
в Нью-Йорке. Панно
Основные
работы в Санкт-Петербурге — Ленинграде
·
внутреннее
убранство храма Воскресения Христова —
Спаса на Крови (1895—1907 гг., эскизы В. М. Васнецова, М. В. Нестерова,
Беляева В. В., Рябушкина А. П., Н. Н. Харламова,
Бруни Н. А., Кошелева Н. А. и др.; арх. Парланд А. А.);
·
гербы
и надписи на здании института и аптеки А. В. Пеля на 7-й линии В. О.,
д. 16-18 (1910 г.);
·
панно
надгробного памятника А. И. Куинджи (1913 г.,
Некрополь мастеров искусств, эскиз Н. К. Рериха;
арх. А. В. Щусев);
·
мозаики
дома Набоковых на Большой
Морской улице, д. 47 (1902 г.; арх.
М. Ф. Гейслер, Б. Ф. Гуслистый);
·
мозаичные
панно по эскизу художника-архитектора С. Т. Шелкового на здании
Доходного дома герцога Н. Н. Лейхтенбергского на Большой Зелениной улице,
д. 28 (1905 г.; арх. Ф. Ф. Постельс);
·
Великокняжеская усыпальница в
Петропавловской крепости (худ. Н. Н. Харламов;
арх. Бенуа Л. Н.);
·
Мозаика
М. В. Ломоносова «Полтавский бой». Перенос в здание Академии наук на
Университетскую набережную и её реставрация (1925—1931 гг.);
·
Здание
Палаты мер и весов на Московском пр., д. 17. Периодическая система элементов
Д. И. Менделеева (1934—1939 гг.);
·
Богоявленский
храм на Гутуевском острове — вставки
Работы
в Московском метро
·
Мозаики
на станции метро «Маяковская»
(автор эскизов — А. А. Дейнека,
тема — «Сутки советского неба»; 35 плафонов (открыта в 1938 г.;
арх. Душкин А. Н.);
·
Восемь
смальтовых мозаичных панно на путевых стенах станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»)
под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны»
(художники В. Ф. Бордиченко, Лехт Ф. К.,
Покровский Б. В.; арх. Душкин А. Н.;
1941-42 гг.; станция открыта в 1943 г.);
·
Мозаики
на станции метро «Новокузнецкая»
(предназначались для установки на ст. «Павелецкая») в Москве(автор
эскизов — А. А. Дейнека).
В 1943 году мозаики
были вывезены по «Дороге жизни» в
Москву, где и украсили станцию метро.
·
В 2013 году на «Новокузнецкой» открыта
мемориальная доска с надписью: «На этой станции установлены мозаики,
выполненные в блокадном Ленинграде в мозаичной мастерской Всероссийской
Академии художеств под руководством профессора Владимира Александровича Фролова»[3].
Ссылки:
14 Фролов В.А. работы по снятию фресок в Киеве https://zavalinka-alexashka.blogspot.com/2018/02/13.html
15 Исаакиевский собор https://ru.wikipedia.org/wiki/Исаакиевский_собор
16 Фролов В.А
Петербургская мозаика 2006г
17 Можаев Ю. Свидание с прекрасным. Вечерняя Москва
1977. 12 ноября
Комментариев нет:
Отправить комментарий