воскресенье, 3 февраля 2019 г.

5. Годы испытаний





Увидеть собор можно, доехав до угла Арсенальной и Минеральной улицы и посмотрев в сторону территории завода "Красный Выборжец". Здание видно за забором, на территорию пройти, по-моему, невозможно. Отец рассказывал, что на его памяти на заводской территории ещё сохранялись фрагменты кладбища. (2007год)


Годы революции, Гражданской войны, красный террор, массовая эмиграция и другие причины оказались катастрофическим бедствием для дореволюционных некрополей. До революции все кладбища находились в ведении духовных управлений и по государственному законодательству не могли быть отданы под пашню, там не разрешалось возводить никаких строений. Но в декабре 1918 года специальным декретом Совнаркома за подписью В.И. Ленина кладбища были переданы в ведение местных советов, что вместе с национализацией монастырей нанесло огромный ущерб Русской православной церкви и положило начало уничтожению некрополей. Кладбища разорялись мародерами, надгробные памятники осквернялись и уничтожались.  Конечно, случаи небрежного и даже варварского отношения к намогильным памятникам встречались и раньше, но это ни в какое сравнение не шло с той вакханалией, которая началась в стране в 20—30-е годы прошлого века. Городские и районные Советы, а то и просто отделы по благоустройству самостоятельно принимали решения о сносе целых кладбищ и разбивке на их территории городских парков. Каменные надгробия использовались как строительный материал, а металлические ограды шли на переплавку. В результате такого отношения в Петрограде были полностью уничтожены Фарфоровское и Митрофаньевское кладбища, кладбище Троице-Сергиевой пустыни, находившейся на берегу Финского залива по дороге в Петергоф, и многие другие.

-Только усилиями и подвижнической деятельностью общества „Старый Петербург“, в который входили краеведы и историки еще 1920-х годов, при всей ограниченности средств и возможностей удалось начать изучение кладбищ и описать примечательные надгробия.
Радуют обнадеживающие изменения, происходящие на Лютеранском кладбище Васильевского острова, за реконструкцию которого при поддержке городских властей взялся кооператив „Обелиск“. Захоронения XVIII века на нем ушли под воду, и чтобы увидеть их, надо было снимать слой грунта в метр толщиной. И это было сделано! Надгробия реставрировали и поставили на свои места. Иногда для этого приходилось более поздние захоронения перемещать в другие части кладбища, но в результате этих действий некрополь Лютеранского кладбища стал приобретать свой первозданный вид — такой, каким его могли видеть в XIX веке  [11]

«Кладбища? Здесь запчасти, а не могилы. Металлолом есть, мусор, вон бомба с войны лежит — не хотите сфотографировать? Часовню уже католикам передали, они скоро ремонт начнут. А там, на неделе, трубу горячую прорвало, все подземелье затоплено… (2002г)»

Следует отметить, что волна разрушений кладбищ покатилась от центра к провинциям по всей стране. Это было не просто мародерство одичавшей толпы, а целенаправленное уничтожение некрополей. Под программу и действия была подведена своя идеология борьбы с памятью поколений, богоборчество и насаждение новой веры в коммунистическую партию и ее вождей. Повсеместно на месте кладбищ организовывались места отдыха для трудящихся, словно им больше негде было отдохнуть и повеселиться.  
Выборгское кладбище было национализировано в 1919году. Петросовету передавалось не только управление кладбищем, но и все постройки на территории, вместе с инвентарем. На кладбище уже давно не хоронили, вследствие его заполненности, но еще действовали приюты, приходская школа.

В июне 1920 г. – по свидетельству свящ.Франциска Рутковского – по распоряжению местной власти несколько десятков гробов с прахом покойников,ожидавших перевозки в Польшу и Францию (цифры разнятся: от 87 до 120),были изъяты из подвалов церкви и вывезены на католический участок Парголовского кладбища. Священник Рутковский приводит очень подробное и эмоциональное описание этого случая:


«В это время разразилась война между большевиками и Польшей, в 1920 г. Я не стану здесь напоминать о ходе этой несчастной войны,– это всем известно. Напомню лишь, что после занятия Киева (8 мая 1920 г. войсками ген.Рыдз-Смиглого) и образования под польским протекторатом правительства Украины во главе с Петлюрой, в России произошел настоящий взрыв ненависти в отношении поляков, и всего польского. Ненависть эта возрастала по мере того, как большевикам «стало более везти на украинском фронте», после 14 мая. В начале июня большевики смогли вернуть себе Киев, впрочем, с большими потерями. С Киевского фронта, между прочим, пришло требование прислать металлические гробы для погибших командующих комиссаров большевистской армии. Это требование послужило поводом огромных антипольских и антикатолических манифестаций в Петербурге, когда чуть не был осквернен и прах блаж.пам.архиепископа Ключинского275.
В подвале приходской церкви Выборгского кладбища находились 120 металлических гробов с останками умерших в России поляков, тела которых ожидали отправки в Польшу, в том числе и тело покойного архиепископа Ключинского.
В один прекрасный солнечный день – точной даты я уже не помню, на кладбище ворвался вооруженный отряд большевиков. Среди них не много было собственно русских, но, как мне удалось заметить, – это были отбросы общества, среди которых были латыши, евреи, китайцы. Эта орда стала спешно грузить гробы в вагоны, подвезенные специально для этого к кладбищу. Вскоре гробы внесли в поезд и вывезли на Успенское кладбище в Парголове, на станцию, расположенную в нескольких десятках километров в направлении Финляндии.
Известие о преступном осквернении молниеносно облетело польскую колонию Петербурга. Каждый, кто мог, спешил в Парголово, в надежде спасти от надругательств прах своих ближних. Отправился туда также и я, в опасении, что это случится с останками моей матери и архиепископа. Когда мы прибыли в Парголово, нашим очам открылось страшное зрелище. Мы увидели около тридцати коммунистов, которые, выкрикивая святотатственные слова, грубо разбивали гробы один за другим и лопатами выбрасывали останки или прах умерших в деревянные ящики, освобожденные же таким образом металлические гробы грузили на особый воз. Никто не в силах описать трагических сцен, происходивших тогда, когда прибыли знакомые и родственники покойных. Но заклинания и мольбы не помогли. Большевики с диким изуверством отталкивали и били плачущих от горя женщин, крича, что это месть «польским буржуям». Ящики с трупами сбрасывали в заранее приготовленный ров, так называемые «братские могилы», и лишь в нескольких случаях позволили похоронить их отдельно, рядом со рвом. Большим утешением смятенным родственникам послужило то, что я, как священник, присутствовавший при этих большевистско-коммунистических «похоронах», мог, по крайней мере, незаметно благословить новое место упокоения.
Лишь особым вмешательством Божия Провидения мне удалось спасти гро-
бы архиепископа и моей матери от подобной участи. Предводитель банды большевиков был литовец Ст. М., которого, как прихожанина, я знал раньше, причем, мне было известно, что он отзывчив к «звенящим аргументам». Два гроба, на которые я указал, не тронули, как бы в спешке позабыв о них, и я, таким образом, смог спасти их от осквернения. Позже, получив письменное разрешение «чрезвычайки», мы перевезли гроб архиепископа в подземный склеп часовни, прилегающей к выборгскому кладбищу, а гроб моей матери я предал земле»276. [1]

В сентябре 1920 г. представители 9 приходов Петрограда писали в Комиссию по национализации кладбищ о беспорядках на католическом некрополе:

<…> разоряют памятники, уносят кресты, могилы оскверняются и загрязняются объедками и экскрементами. По вечерам часовни служат местом распутства <…>». Несмотря на заявление прихожан, ситуация никак не изменилась, о чем свидетельствуют также документы 1921-1922 гг.278. [1]

В мае-июне 1922 г. из церкви были изъяты почти все ценности. Несчастия
довершил случившийся в церкви 30.10.1922 пожар, начавшийся около 11 часов дня в ризнице, но замеченный лишь в полдень. Выгорело все внутреннее убранство, лишь «спасены Пресвятые Дары», как писал о случившемся архиеп.И.Цепляк в обращении к верным Могилевской архиепархии 11.11.1922.
По мнению о.Амудрю, пожар в петроградской церкви Посещения в 1922 г.
был делом рук советских агентов, пытавшихся таким образом повлиять на верующих с целью подписания договоров305. Сопротивление, оказанное властям по вопросу о подписании договоров или расписок о передаче храмов и имущества советской власти стало причиной для начала следствия по делу католического духовенства.  Архиепископ Иоанн Цепляк и еще 14 петроградских пастырей были вызваны на 05.03.1923 на судебное заседание в Москву. 10 числа того же месяца священники и архиепископ были арестованы. [1]

 В 1928 году кладбище было окончательно закрыто. Уже в 1930 году на кладбище наблюдалось множество следов гробокопательства и вандализма по отношению к надгробиям[8]. В 1931—1933 годах через территорию кладбища была проложена Минеральная улица, сведений о глубине дорожного корыта и проведении официальной эксгумации на соответствующей территории кладбища не имеется. Деятельность расположенного на территории кладбища храма Посещения девой Марией Елизаветы была прекращена с 1 ноября 1938 года постановлением Президиума ВС РСФСР от 7 сентября 1938 года[9]. Постановлением президиума Ленсовета от 22 октября 1939 года кладбище было ликвидировано. Несколько захоронений и надгробий с 1928 по 1940 год были перенесены на другие кладбища. При этом были случаи как переноса захоронения без надгробия (К. К. Данзас), так и переноса надгробия без захоронения (И. П. Мержеевский). В процессе ликвидации кладбища с марта 1940 года памятники использовались для получения мраморной крошки и щебенки, намогильные плиты — для устройства тротуаров, металлические элементы могил сдавались в металлолом.[13]

«…Собор регулярно пытались закрыть — и даже после процессии через весь город 30 мая 1918 года (в праздник Тела и Крови Господней), когда прихожане всех католических храмов соединились на Литейном проспекте и двинулись в сторону Выборгского кладбища. И после пожара 18 марта 1923 года, когда с трудом собрали пожертвования на восстановление. В 1938 году католическая община (на тот момент уже всего 1000 человек) была ликвидирована, еще через восемь лет храм окончательно закрыли. Дальнейшая его судьба не отличалась от судеб сотен и тысяч православных церквей — склад картофеля, клуб чугунолитейного завода, лаборатория Агрофизического института.»

В 1939 Президиум Красногвардейского райсовета постановил «ликвидировать все могильные сооружения по всему кладбищу». В костеле планировалось устроить заводской клуб и мусульманскую мечеть, но эти замыслы не были реализованы.

Известно, что в марте 1940 г. на кладбище началась «переработка» могильных памятников для получения мраморной крошки и щебенки, а также продажа дорожникам намогильных плит для устройства тротуаров, сдача металлических частей надгробий в металлолом (что планировалось еще при закрытии церкви в 1939 г.); об этом 08.03.1940 писал в докладной записке инженер-экономист Никонов293.[1]

«8 марта 1940 года инженер-экономист Никонов в докладной записке в технико-экономический совет архитектурно-планировочного отдела Ленсовета писал: "Рабочие, добывающие камни, не разбирают памятников с целью рационального использования камня и других частей памятников, а разламывают последние, большей частью разбивая целые каменные глыбы на мелкие осколки. При разламывании памятников происходит массовое повреждение растительности".

17 июля 1941 года главный механик Металлического завода имени И. В. Сталина Г. Кулагин записал в своем дневнике: "Все мужчины по вечерам проходили военное обучение. На Польском кладбище мы бросали связки гранат и зажигательные бутылки в макет танка, упорно осваивали приемы штыкового боя".

В 1959 г. здание костела было передано отделу физических исследований ЦНИЛЭ. В результате реконструкции под нужды учреждения здание претерпело наибольшие изменения. Произведено устройство новых железобетонных перекрытий, пробиты новые проемы в старых стенах. Снаружи стены окрашивались полихлорвиниловыми красками, в интерьере – клеевыми с масляными панелями. Примерно в то же время утрачено завершение колокольни.  
К 1978 году территорию кладбища беспорядочно застроили промышленными и складскими сооружениями.[13]


Церковь - новое назначение

Технолог Завода спортивных изделий на Васильевском острове Докучаев в 1988 году рассказывал, как он еще ребенком залезал в подвал костела, где были свалены в кучу металлические предметы, извлеченные  при раскапывании некоторых могил. Ему хорошо запомнились части металлических лат рыцарского снаряжения: железные рукавицы, нагрудники, щитки и прочее. Встречались экземпляры холодного оружия: сабли, кинжалы, палаши.

В 1990 г. часть территории занимала база ПО «Арсенал» и из прежних захоронений сохранялись лишь единичные случайные памятники – например, гранитная сфера с надписью на итальянском языке (до недавнего времени эта могила считалась утраченной) (ил.60)295[1]




«Двойственное чувство испытываешь, стоя на бывшем кладбище. С одной стороны, обидно, вернее, горько за тех людей, память о которых стерта бульдозером. С другой стороны, если бы каждому умершему принадлежало два квадратных метра земли, то живым уже давно стало бы негде ютиться. Кладбища так же, как и люди умирают: некоторые красиво и благообразно, становясь памятниками архитектуры, другие страшно…   Место вечного сна не вечно, историческая энтропия поджидает его вслед за физической. Есть ли дело до этого мертвым? Надеюсь, что нет…» (из записок в сети)


Ссылки:
1 Материалы к истории Римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища выборгской стороны в Санкт-Петербурге    Козлов - Струтинский С.Г. Санкт – Петербург 2010
11 Судьба старого петербургского некрополя  https://info.wikireading.ru/97608

Комментариев нет: