воскресенье, 3 февраля 2019 г.

6.Возрождение



В этом году начнется комплексное восстановление объекта культурного наследия «Костел Посещения  Пресвятой Девы Марии»
 Реставрация проводится за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.  В текущем году запланированы реставрация фасадов и крыши костела
Проектировщик  ОАО "Институт Ленпроектреставрация".
Подрядная организация ЗАО "Трест "Леноблреставрация".
7 июля 2016 г

В апреле 2002 г. здание храма было возвращено католической общине в крайне запущенном состоянии. Проведена частичная реставрация, регулярные богослужения возобновлены в 2005 г. Ситуация с восстановлением здания продолжает оставаться тяжёлой; дальнейшее восстановление, в частности отвод воды из подвальных помещений, затруднён из-за того, что земля вокруг церкви ей не принадлежит[13]

Ну что ж, свершилось! В наше время, богатое на перемены, наконец, начались восстановительные работы на костеле. Со дня передачи храма общине прошло  не долгих 14лет.  Они не прошли даром, церковь действует, это главное. Проводятся службы, понемногу возвращается жизнь. Самое трудное – всегда начало; сложно было удалить воду, проникшую в грунт и подземелье из инженерных сетей. Сложно убрать все наслоения чужеродных конструкций, железобетонных плит, мусора…  а что просто - все так!

Обычно проблему с грунтовыми водами решают ликвидацией всех аварийных водоводов и устройством кольцевого дренажа вокруг здания, но как это сделать в окружении заборов и чужих территорий? Но решили как то задачу.

Колокольня еще без шатрового завершения 

2011г Фото Лаврентьева Н.В.
2016 г

Ступени входа

Крипта 2016год


Разоренное захоронение семьи Бенуа



Собранные останки из разрушенных захоронений


К 2018 году церковь  снаружи преобразилась, вернули главу на колокольню, снова на башне часы отмеряют время.


Костел 2018год декабрь



Портал входа, дверь пока фанерная «Входная дверь – деревянная двупольная филенчатая с резным орнаментом в виде трилистников»[1]Такая дверь была по описанию.

Заменили кровлю, поставили новые окна, восстановили прежние оконные проемы. Храм возвышается над обширным пустырем, вызывая радостное изумление. Сейчас осторожно расчищается аллея  от забора к входу в церковь, появились ряды брусчатки.
Какое будет принято общее планировочное решение пока не ясно. От кладбища не осталось практически ничего. Два сооружения, вероятно склепы, перестроенных до неузнаваемости, напоминающих теперь трансформаторные будки – это все что осталось на пустыре.







И заборы, заборы вокруг, словно церковь держит круговую оборону или, наоборот, в замкнутом круге.

Внутри храма еще много работы, заканчивается лепка, впереди отделочные работы, покраска. От прежних покрасок Шарлеманя осталось два пятнышка на стене, видно прикрытые раньше доской с объявлением или щитком.






Читаем в материалах:

- На обращенной к центру храма плоскости левого пилона закреплена резная кафедра проповедника из темного дерева, с филенчатым основанием с двумя гнутыми металлическими кронштейнами и верхней частью-парапетом из профилированных филенок между витыми столбиками. Пол замощен квадратными каменными плитами из светлого и темно-серого известняка (мрамора?), расположенными в шахматном порядке.  Алтарная преграда из темного  дерева, в виде пояса колонок романо-готической стилистики… В нижнем ярусе установлены 12 фигур святых(апостолов?) светлого тона (гипсовые?). Фигуры большего размера (апостолы Петр и Павел?)[1]

Это все еще предстоит делать, а перед этим изучать материалы, фотографии, описания.

Лепная капитель
 
Пилон с колонками нервюр.





Застывшая красота камня.



Кружево окон

Лестница в колокольне
Огибая пилон с пучком тонких колонок – нервюр с лепными капителями, прохожу к лестнице, ведущей вниз, в крипту.  Крипта это сводчатое помещение под церковью, служащее усыпальницей.

Здесь пока голые кирпичные стены, отвалы земли, обломки плит, под ногами кое где еще можно увидеть керамические плиты пола.

Вот и усыпальница семьи Бенуа. Надгробной плиты не сохранилось, реставраторы пытаются собрать ее из осколков.





Вход в склеп прикрыт листами фанеры, идет обследование. Сохранился ли алтарь в склепе, о котором упоминает А.Н. Бенуа?

 Плиты, прикрывавшие самую могилу, были уже отвалены, рядом лежали кучи земли и песка, а прямо под ногами зияла темная дыра, в глубине которой едва виднелись металлические гробы — один — Ишин — довольно большой, и два детских, в которых покоились умершие в младенчестве моя сестра Луиза и моя племянница Катя Лансере. Когда-то голая задняя стена склепа теперь была украшена недавно прибывшим из Италии мраморным узорчатым алтарем, изваянным по рисунку папы в готическом, итальянского типа стиле; середину его занимала копия на фарфоре с фрески Беато Анджелико [7]                                                            
События апреля 1891года отделяет от нас промежуток в 127 лет, и снова склеп открыт, теперь для горестной процедуры  свидетельства разграбления и уничтожения могилы.

На сфере алтарной ниши угадываются следы мозаики.


Исполненные зондажи подтверждают наличие мозаики по всей поверхности сферы, покрытой цементной штукатуркой.

Что там?  Пока не известно. Есть сведения, которым мне не удалось найти документальное подтверждение, что эта «каменная живопись» принадлежит руке самого Фролова Владимира Александровича. Так неожиданно для себя  я снова встретился с именем знаменитого мозаичиста.
Фрагмент мозаики в крипте семьи Бенуа, 2006 г., архив прихода[1]


Ссылки:
1 Материалы к истории Римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища выборгской стороны в Санкт-Петербурге    Козлов - Струтинский С.Г. Санкт – Петербург 2010
12 Начинается восстановление костела https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_govcontrol/news/92018/



Комментариев нет: