пятница, 25 октября 2019 г.

6. Кага


Кага


Живут в  Каге, в основном, русские, хотя село находится в Башкортостане. По преданию раньше на этом месте поселились староверы - место красивое, лес, река и далеко от цивилизации,  что еще нужно?  Развивалось село, как горнозаводское,  заселялось крепостными крестьянами.  Годом основания считается 1740 год.  За свою, без малого, трехсотлетнюю  историю Кага перенесла два сильных пожара, наводнение и эпидемию холеры. После каждого события шло долгое и мучительное возрождение.  Историю села связывают со строительством железоделательного завода Евдокима Демидова в 1769 году. Была устроена плотина, на ней поставлена пильная мельница, и 4 молота для расковки крицы. Крица – (Название произошло от древнерусского «кръч» — кузнец)  сыродутное железо, смесь железа со шлаком и частицами  не сгоревшего угля – продукт первой плавки железной руды в демидовских заводах. Для удаления шлака крицу нагревали и расковывали молотом. [ 1 ]


Евдоким был вторым сыном Никиты Никитовича и стал его главным помощником в делах. Отличался он жестокостью к крепостным, как и его отец. Демидовы сделали ставку на Урал, перемещая туда свои капиталы и ресурсы. Кагинский завод был первым, который Евдоким построил, так как Авзянские заводы он купил.
Кагинский завод стал работать совместно с  Авзянским. Демидов решает строить еще один завод, на этот раз чугунноплавильный. Такой появляется в 1773году, на реке Кухтур, но поработать он не смог, подоспело Пугачевское восстание – завод был захвачен и сожжен.                                                                                                   Скорее всего, завод сожгли крепостные Демидова, в отместку за жестокое обращение и  примкнули к Пугачеву. 
 Пришлось строить новый, уже в Верхнем Узяне, его пустили  через четыре года.
После смерти Евдокима Демидова, в 1782 году заводы по наследству перешли к его сыну, Ивану Демидову, затем, проданы  дому Вогау и К. 

    Основатель фирмы, Максимилиан Вогау приехал в Россию из Германии и создал целую империю  уральской металлургии . К 1874 году Вогау и Ко приобрели и Белорецкие заводы.  Кагинский и Узянский заводы вошли в «Акционерное общество Белорецких заводов» и стали единым целом с Белорецким и Тирлянским заводами.  Приход немцев коренным образом изменил жизнь купленных заводов, везде была произведена реконструкция. В Каге запустили доменную печь, завод до этого занимался только ковкой. В 1887 году была построена фабрика по производству проволоки и скобяных изделий.    Вместе с заводами рос и поселок,  пришел новый уклад, и село расширялось – требовались рабочие руки для заводов. Достигнув 11 тысяч, население с годами кризиса сократилось, а сейчас едва натягивает до 900 человек. Плотина,  построенная для нужд завода, служит и сейчас, и при ней до сих пор работает маленькая гидростанция, обеспечивающая электричеством село. [ 2 ] 


Плотина и здание с гидроагрегатами


К слову, не далеко, в долине реки Большая Сатка (станция Бердяуш, село Пороги), есть еще один завод подобного  профиля. Завод зародился для выработки ферросплавов, необходимых металлургии, для повышения качества стали. Ниже Саткинского завода были большие залежи хром содержащего железняка, кварцитов, необходимые при выплавке ферросилициума.   В начале 20 века был уже разработан способ получения ферросплавов в электрических печах, и для производства ферросплавов требовалась электроэнергия.       Здесь же находился и дешевый источник энергии – бурная река.  Для постройки ГЭС остановили  выбор на месте Саткинских порогов. Этих порогов было два – по 4 метра в высоту каждый. Фактически это были водопадные сливы. В те годы в России было построено всего несколько ГЭС и дело это было совсем в новинку. В 1908году началось первое в Российской империи строительство завода по производству ферросплавов, с плотиной высотой 22 метра и ГЭС.
В электрическую печь сверху загружался кварцит вперемешку с железной стружкой. Нагрев производился через угольные электроды. Ток шел от генератора по шинам к электродам. Дуга образовывалась через заложенную в печь шихту. Полученную продукцию разбивали кувалдами на куски и свозили на подводах до ближайшей станции Бердяуш. Вскоре уже во многих странах мира появилась продукция ферросплавов с клеймом «Пороги» До 1931 года  завод этот был единственным в стране. В 2001 году производство было остановлено, но электростанция продолжает работать. Более ста лет ГЭС вырабатывает электроэнергию на тех самых агрегатах, которые были установлены здесь еще при постройке. На оборудовании прикреплены латунные бирки с названиями фирм и годом выпуска. [ 3 ]


Кага на карте


А что осталось от староверов, жителей села,  уклада жизни, обрядов? Есть что – особенное, у живущих здесь? Может быть манера говорить?  Кагинцы спокойные, неторопливые и очень дружелюбные. Узнать кагинца очень просто - по особому кагинскому говору.  Местные говорят: « Поехал у Кагу» Говорят очень мелодично, нараспев. Живут «по старине», люди простые и приветливые. Вот небольшой кагинский словарь:
Берёзки – имеется в виду кладбище села, на котором растут берёзы. (на том свете).
Божни́ца – святой угол с иконами.
Бо́ров – место на печи.
Броди́ть – вылавливать ложкой мясо из щей. «Никто не имел права бродить».
Буза́ – поднять бузу значит ссориться, поднять шум, скандалить.
Веретёшка – веретено.
Води́ться – нянчить чьих-либо детей.
Волоку́ша – несколько молодых деревьев, срубленных и связанных между собой, на ветках которых перевозят стог.
Дли – возле.

Доро́жить – выделывать ремни.  [ 4 ]    








Село как село, но отмечают здесь особую любовь сельчан к красоте. Редкий дом в Каге не украшен резными наличниками. Кипели здесь  страсти, да как - то все с годами улеглось, расставилось.  Прокатилось через село войско Пугачевское, что спалили, кого убили, смута в сердцах и умах.  Были пожары, один такой в 1911году  оказался настоящим бедствием.  Во время сенокоса, по вине столяра, горящее масло попало на стружку и воспламенилось. Из 800 домов села сгорело больше половины домов.

Вспоминает Василий Иванович Ленский, родившийся в Каге:

- Стихийное бедствие огромных масштабов постигло рабочий посёлок Кагинского завода в июне 1911 года. В результате возникшего пожара сгорело более 550 крестьянских домов, полностью сгорел Кагинский проволочно-гвоздарный завод, доменная печь, плотина заводского пруда, лес, находящийся после сплава в пруду, школы, Земское управление, служебные и жилые помещения Заводоуправления, церковь (её колокольня) и многие другие строения. После этого пожара Проволочно-гвоздарный завод был построен в Белорецке. Рабочие кадры были в основном из Каги  [ 5 ] 

С тех пор Кагинский завод уже не восстанавливали. Теперь то, что осталось от завода, используется как склады.  


А потом отгремела новым пожаром революция. И снова перевернулось сознание людей. Было, верили в Бога, а теперь говорят – Бога нет! А кому верить, опять же?   

Дом К. Сухова

Этот же дом, со двора

Коснулись села и события гражданской войны.  Стоит до сих пор дом Константина Сухова. В 1918 году здесь размещался штаб В.К.Блюхера,  а сейчас находится правление колхоза. 
Памятник В.К Блюхеру поставлен в 30е годы
  В память о тех днях во дворе этого дома сохранился памятник Блюхеру. Может быть, отношение к этому памятнику у сельчан было бы иным, да они, видно, растерялись: Герой гражданской войны В.К. Блюхер, потом как то быстро перестал быть героем… а памятник остался, и  Слава Богу!  История имеет право на своих героев, какими бы они не были.  Осталось не понятным, сколько Блюхер со своим отрядом пробыл в Каге, в дни своего  легендарного рейда ,  и зачем ему понадобился этот штаб, если они сами - то скрывались в лесах, то наносили удары и снова скрывались, пробиваясь к своим частям? 
Рейд Блюхера в 1918году



Имея превосходство в численности, казаки атамана Дутова,  отрезали красных от основных сил.  За 54 дня отряд Блюхера,(называемый в источниках Южно – Уральской партизанской армией) выходя из окружения, преодолел полторы тысячи верст и увеличился до 10 тысяч человек. Проходя по тылам белых, он громил врага и... исчезал.   Противник не понимал,  откуда в его тылу красные.    Закончив поход, Блюхер первым из советских командиров получил высшую на тот момент награду - орден Красного Знамени. [ 6]   
В.К.Блюхер прожил не долгую, но, можно сказать, счастливую жизнь.Чудом уцелел после ранения, в 1914 году.  Не имея НИКАКОГО военного образования, снискал славу великого полководца, одним из первых,  в СССР получил звание маршала,  награжден  орденами и георгиевскими крестами (за участие в 1Мировой войне), обласкан властью, Сталин ему симпатизировал, женщины его любили, что еще нужно, чтобы встретить старость? Но нет, судьба изменила командарму в 1938году. Обвиняемый в измене Родине, Блюхер погиб в застенках НКВД, посмертно реабилитирован в  1956году         
Первые пять маршалов СССР
Буденный, Блюхер,  Тухачевский, Ворошилов, Егоров
       Вместе с ним погибли: его первая жена Галина Павловна Покровская, за помощь бывшему мужу в его шпионской деятельности в пользу Японии – расстреляна. Вторая жена Галина Александровна Кольчугина – расстреляна, за недоносительство на бывшего мужа. 23 летняя третья жена Глафира Лукинична Безверхова, за мужа отбыла 8 лет  заключения в исправительно-трудовом лагере в Казахстане.  [ 7 ]
 Этот памятник, забытый во дворе дома Сухова в Каге, чудом уцелел, но влачит довольно жалкое существование. Другой памятник, в Белорецке, посвященный 100летию рейда Блюхера выполнен с большим размахом и в городе есть даже улица Блюхера. Страна помнит своих героев. [ 8 ] 
Памятник Блюхеру в Белорецке 
         Не скажу про Белорецкий памятник, но бюст Блюхера в Каге, уцелел именно потому, что о нем все забыли.
       Экспозиция краеведческого музея рассказывает историю села.  Фотографии запечатлели добычу руды для Кагинского завода, вид завода, отправку продукции по реке Белой до Нижнего Новгорода на ярмарку. Завод славился железной проволокой. Он хорошо функционировал. Население села было пёстрым и пришлым: с Рязанской губернии, Калужской и Вятской. К сожалению, трудно  проследить родословные линии в селе, поскольку сами сельчане не помнят, откуда их предки.

     В Каге есть свой хор, есть даже свой Кагинский гимн. В 60тых, советских годах хор насчитывал 50 человек. Руководитель хора, он же директор клуба, Лисовский Иван Антонович, стоял у истоков краеведения. Он бережно собирал воспоминания старожилов, этнографические предметы и впервые заговорил о восстановлении храма в селе. [ 5 ]  
       Хору присвоен статус «Народный», коллектив «Дубравушка» выступает на ежегодном фестивале русской песни, исполняет старинные песни.                                
Кага в излучине реки. фото Светланы Комковой
В селе процветает туризм: во все времена года сюда приезжают полюбоваться живописными горными пейзажами, покататься на лошадях. Работают турбазы «Тенгри», «Сухов Ключ» и «Агидель».      В селе содержится и многие годы селекционируется элитный  табун лошадей, но главной примечательностью Каги является Свято - Никольский храм.
Храм
Свято - Никольский храм в Каге 

Церковь построена в 1898году. Храм стоит на горе, очень эффектно возвышаясь над селом.  На строительство ушло восемь лет – это долго, Перед этим пришлось построить кирпичный завод,  в Усть-Каге,  на месте впадения реки Каги  в Белую, состоявший из амбаров для просушки кирпича-сырца и трех печей.
Свято-Никольская церковь была заложена в Елани  (жители делят Кагу на 5 частей: Усть-Кага, Замост, Елань, Центр, Бывшая пристань). На этом месте раньше располагалась деревянная церковь, построенная в 1777 г. Евдокимом Демидовым, заводовладельцем. Церковь была освящена в 1778 г, позднее был пристроен придел во имя апостолов Петра и Павла, освящённый в ноябре 1794 г. Через 100 лет церковь обветшала. [ 5 ]  
 Из дневника близкого друга Ивана Евдокимовича Демидова, титулярного советника М.С. Ребелинского, служившего в Уфе и часто навещавшего Кагу известно, что 6 октября 1794 г. он выехал в Кагинский завод, на освящение церкви Иоанна Богослова, и во время  церемонии была пушечная пальба, после того народное угощение и обед. 
В свою очередь старожилы села вспоминают, что в районе Каги, называемом Замостом (примерно там, где сейчас Управление лесничества), когда-то находилась деревянная церковь, пришедшая со временем в ветхость. Некоторые старожилы считают, что она была староверческой. [ 9 ]
 Первый камень в основание церкви, заложил управляющий Кагинским заводом, Иван Иоасафович (Асафович) Татаринов. Иван Асафович  умеp через год после постройки Никольской церкви, тело положили в склеп, в церковной ограде, при большом стечении народа.
На постройке храма работала бригада каменщиков, приглашенная издалека, помогали им селяне, с каждого дома выделялись работники. С каждого рубля дохода, который давал железоделательный завод, одна копейка шла на строительство церкви. (Из другого источника - с каждого рубля зарплаты. Тогда, действительно церковь построена на народные деньги! [5] )
Часть денег дала казна. Было очень много народных пожертвований. В церкви было три престола: в честь святителя Николая; справа - святых апостолов Петра и Павла; слева -   святого апостола Иоанна Богослова.
В 1933 году Никольский храм был закрыт. Колокола сбросили, колокольню и купола разрушили. Кирпич взяли на хозяйственные нужды. Вот что сообщала тогда газета “Белорецкий рабочий: “ 2 июля был произведен взрыв 3-тонного колокола бывшей кагинской церкви”.       Вспоминает об этих днях  Вера Лаврентьевна Кваснина, уроженка Каги:
- Не забуду я, как разрушали Никольскую церковь — красавицу. Для этого привезли рабочих из Белорецка. Все они были пьяные. Забрались на колокольню и пели похабные частушки. Около церкви собрался народ. Женщины плакали. Даже нам, детям, было ясно, что сейчас должно произойти что-то ужасное, непоправимое. Рабочие никак не могли протолкнуть главный колокол (ах, каким прекрасным голосом он обладал!) сквозь окно колокольни. Поэтому с помощью взрывчатки они были вынуждены разрушить колокольню. Потом лебедкой стали спускать сам колокол. Он, как бы сопротивляясь, зацепился за выступ колокольни, а потом сорвался и упал на чугунные плиты церковного крыльца. Упал и встал, как перевернутая чаша на блюде. Один большой осколок, перелетев через ограду, упал во дворе дома, где когда-то жил батюшка Иоанн Марсов, последний настоятель Никольской церкви”.   Батюшку Иоанна народ кагинский очень любил. Рассказывают, что когда в 1933 году его арестовали, «за контрреволюционную деятельность», в Каге чуть было не произошел «бабий бунт»: женщины собрались у сельсовета и стали требовать освобождения своего священника.  В Белорецке конвой с батюшкой тоже был встречен верующими людьми, протестующими против ареста. Присудили о. Иоанну пять лет ссылки. На пересыльном пункте в Уфе он умер и был похоронен на одном из Уфимских погостов. Вернее, даже не похоронен, а просто брошен нагим в общую могилу.  Остался править службы Дьякон  Гавриил Нилович Пиндюрин, да вскоре после ареста настоятеля он тоже был репрессирован.       Старожилы села до сих пор вспоминают двух бывших кагинских звонарей — Кирилла и Ивана Тарасовых. Собственно говоря, они были не звонарями, а потомственными кузнецами, но по праздникам вызванивать звоны доверялось только им, ибо оба они были большими мастерами этого дела. “Когда Тарасовы звонили, даже лошади пританцовывали”
 А вот еще, о каком событии вспоминает Вера Лаврентьевна: “Вечером в школе была репетиция какого-то спектакля. Школа располагалась в доме священника напротив церкви. Мы, ребятишки, тоже были на репетиции. Вдруг кто-то вскрикнул и показал в окно на церковь: прямо над ней висел какой-то светящийся шар. Было полнолуние, и поэтому видимость была хорошей. Мы все прильнули к окну. Церковь была уже закрыта, крестов не было. Этот светящийся шар поплыл над церковью, немного остановился над колокольней, а потом полетел обратно. Через некоторое время он исчез.   Комсомольцы ходили по домам и говорили, что все подстроили сами верующие: мол, все это вредительство…”.[ 9 ] 
- Колокольня простояла до 1953 года. Кузнецов Михаил Степанович уходил в армию, колокольня была, а когда вернулся в 1956 году, верх отсутствовал. Председатель колхоза Осипов составил липовый документ о том, что колокольня в ветхом состоянии и опасна для жизни. Он приказал ломать. Верх колокольни ушёл на строительство конторы для сплава в Авзянский леспромхоз в посёлок Бельский.


 «Крылечко церкви было чугунное. Оно было сложено из кирпичей, а сверху лежал чугун», - вспомнила Вера Петровна Артемьева.
 -- Утварь церковную растащили. Полы были чугунные, литые 60 х 70 см. Полы подогревались, - в разговоре принял участие Леонид Александрович Артемьев. Он пояснил, почему храм сохранился и не был полностью разрушен. Церковь превратили в зерносклад, потом она стала овощехранилищем. Картошку в ней хранили до 1960-х годов в подвале. В конце 60-х годов сделали клуб. В клубе фильмы показывали: «Судьба барабанщика», «Подвиг разведчика», «Чук и Гек». Наверху фрески сохранялись. Стены закрашивали. Чапаев с Петькой за пулемётом был нарисован на стене вместо росписи. Церковный двор сохранился. Изгородь была кирпичная. Кирпич воровали местные жители.
Это ведь тоже наша история, хоть и неблаговидная. Нам держать ответ и за это. Живущий в селе ветеран Великой Отечественной войны Михаил Петрович Седов как-то смягчил историческую боль: «Верх перекрыли, когда Свято-Никольский храм превратили в склад. [5 ]
До 1941 года в бывшей церкви располагалась изба-читальня, а потом — зернохранилище кагинского колхоза. В 1955 году здание капитально отремонтировали. Появился второй этаж.  Сделали новое перекрытие, а балки завели в стены прямо через росписи на стенах.  И в Каге стал работать клуб, в 1968 году он стал Дом культуры. Директор И. А. Лисовский, расчистил от штукатурки  старые стены и своды церкви, там открылась живопись. Благодаря его заботам, здание Кагинского храма столь хорошо сохранилось до наших дней.  



Новозаветная Троица работы заводских мастеров

Святые Кирилл и Мефодий

Живопись очень интересна уже тем, что писали ее местные сельчане, рабочие завода, и вольно или невольно, придали святым ликам Кирилла и Мефодия портретное сходство своих земляков. Не исключено, что еще найдется много интересного в этой  церкви. (все фотографии интерьера церкви Светланы Комковой[10] )







Очень интересны и оригинальны конструкции церкви, где сфера свода храма вписана в кубический объем опорных стен. При довольно большом размере между стенами они более века выдерживают распор от свода, не видно крупных трещин. А вес приличный, сюда нужно еще добавить нагрузку от четырех барабанов с куполами, опиравшихся раньше на тот же свод. При этом зодчие даже не предусмотрели горизонтальных тяг,  для разгрузки опорных стен, их расчет оказался верным. И, конечно, качество и крепость кирпича и раствора здесь играют важную роль.
Безусловно, Никольский храм, является гордостью села. Как бы ни пытались власти переделать его на мирской лад, как бы тщательно, по требованию райкома партии, ни стесывали зубилом кресты на фасаде (сейчас эти кресты наведены белой краской по кирпичу) — все равно, храм остался храмом и не утратил своего величественного облика.
   В 1976 году постановлением Совета Министров Башкирии кагинский Дом культуры был поставлен на учет как памятник архитектуры.  1 июля 2000 года Никольский храм был официально передан верующим людям, теперь стоит задача воссоздания храма в первоначальном виде.

   С особой теплотой в Каге сохраняют память об управляющем  Кагинским заводом, Иване Асафовиче Татаринове.
«Это был удивительный человек. С него можно писать образ истинно русского интеллигента, просветителя, учёного-исследователя. Его жизнь – это пример беззаветного служения Отечеству. Старожилы до сих пор называют сосновую рощу, которая была высажена около завода на опытной площадке, Татариновской. Им были устроены около Кагинского завода опытные поля, где он собственноручно разводил и изучал злаковые культуры. «На свои деньги он построил в Кагинском заводе домну, гвоздарную фабрику, школу, больницу, амбулаторию и клуб, где читал лекции рабочим на самые разнообразные темы. Там же он устроил библиотеку и демонстрировал картины с помощью «волшебного фонаря.    
   Больница была устроена по самому последнему слову техники. Она состояла из отдельных корпусов, предназначенных для лечения внутренних болезней, глазных, заразных заболеваний. А также больница включала родильное и хирургическое отделения.», - писал в своих воспоминаниях сын Дмитрий Иванович Татаринов.                                                    
Сам Дмитрий Иванович Татаринов известен своими трудами в медицинской науке. Доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Татаринов внёс большой вклад в изучение внутренних болезней и становление терапевтической службы в республике. Дом  Татариновых сгорел во время пожара 1911 года. Сейчас на этом месте остались кирпичи и камни фундамента. Слева от дома находились амбары. Даже можно разглядеть, где находились цветочные клумбы. Дом стоял на горе, над прудом. С этого места на село открывается красивый вид.  [10  ]  
Оказывается, не все примечательное в селе сгорело, сохранились здания бывшей больницы!  В них сейчас размещается турбаза «Тенгри». Удивительно, но после ремонта, стены больницы не покрыли  какой - нибудь современной плиткой. У работников турбазы очень бережное отношение к истории, сказалось влияние директора НП ЗО Тенгри Александра Станиславовича Гончарова. Благодаря ему сохранился этот исторический комплекс. Подлинная старина работает и создает рекламу турбазе.
Турбаза Тенгри

Интерьер


Весь комплекс домов представлял в начале прошлого века (1904г) земскую больницу, работал земский врач.  Потом в советское время здесь находилась школа. Так до наших дней дожило еще одно творение рук Ивана Татаринова.

  
                                                        


Шел мелкий, моросящий дождик, он смочил крышу и траву. На церковном погосте уже не нашлось и следа от склепа с прахом управляющего заводом И.И.Татаринова. Одинокое надгробие – все что осталось от кладбища. 



А вот чугунное крыльцо, о которое разбился колокол – уцелело. В приделе церкви шла служба, сухо, тепло, у икон горели свечи.
                                                                      
Западный фасад
          
Северный фасад


















Кресты срублены но их следы в кладке покрашены белой краской
  


                                                                 






                                                                                                                                                                                                    
А вот другая сторона жизни Каги.  
       Большой деревянный дом рядом с храмом привлек внимание. Вероятно, это и был дом отца Иоанна. На дверях еще чудом уцелел крест, но козырек над входом едва держится, скоро упадет. Венцы подгнили, время берет свое. Внутри запустение. Для семьи настоятеля дом очень большой, здесь еще размещалась приходская школа.              




 Святой дух давно покинул эти стены, демоны теперь обитают здесь. В одной из комнат надпись на стене. Автор не лишен литературного таланта, но все затмевают не обузданные страсти.

Во всяком случае, еще одно проявление местных талантов, правда,  на новый лад  и с  малой грамотностью.  Какой интересный виток истории мы переживаем, а ведь все хотели как лучше! Строили, строили и наконец, построили. Чем тут занята молодежь, не понятно. Производства нет, чем зарабатывать не жизнь, охотой и рыболовством? Вот и остаются здесь старики да легенды.

Однако, нам давно пора в путь, на машинах спустились с горы и проехали к плотине улицами Каги. Село словно вымерло, дома, заборы, магазин Чикага (местный фольклер).  Впереди ехала подвода, на ней бидон и три селянина. Тело четвертого лежало навзничь, было недвижимо, носки ботинок безвольно разъехались в стороны и подрагивали на ухабах. Труп, что ли везут?   Селяне мирно беседуют, подвода катит, а мы едем следом,  ждем возможности обогнать. Наконец, «труп» приподнимает голову,  открыл глаза, в них была пустота, ничего там не отражалось.  Куда везут, зачем, какая  разница!                                                                                                                   
                                         
Чтобы разрушить страну, не обязательно приходить с оружием ее завоевывать. Все можно сделать проще и малыми средствами. Это будет концепция Горбачева или Сороса, еще кого - какая разница?
На этих строках не хочется заканчивать, еще два слова о роднике «Сажелка». Источник нашел себе выход на виду у Каги, рядом с дорожным трактом,  считается целебным. Наверху каплицы есть купель для омовений. Напротив, на склоне холма изображение Миколы Чудотворца.   В XIX веке в селе был мор от холеры. Эпидемия косила всех подряд, хоронили на кладбище в общей могиле. Согласно легенде, источник появился  как Божий знак в дни, когда все ручьи, и колодцы в селе пересохли.  





 По предложению местного   священника отца Сергия 21 августа был организован Крестный ход с выносом икон и освящением родника. Мор прекратился после того как жители стали пить воду только из этого источника. С тех пор кагинцы чтут этот день, назвали его «Обещанный» и в память о событии, на источнике ежегодно проходит молебен и панихида на кладбище.







Раскинулось село на излучине реки, будто на острове, да островной жизни не получилось. Не учли староверы размаха цивилизации.  Но трудно забыть, эту потаенную тихую красоту села, словно из под земли выросшего, подобно грибу на полянке, в одном единении с природой.

Ссылки:
10. http://likirussia.ru/content/view/1897/                                                                                
                                                                                                                                                                                             



1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Об основании завода не совсем верно.Начало строительства кагинского завода положил граф Пётр Шувалов.Он же и занимался строительством Азяно-Петровских заводов,которые в его честь и были так названы.Кагинский завод при Шувалове даже несколько лет проработал.Потом был продан Евдокиму Демидову.