понедельник, 21 октября 2019 г.

5 Капова пещера.







28 07 Утром мы снова в пути. Теперь едем на юго - запад, пересекая горы Урала, до деревни Иргизлы, где находится известная карстовая пещера со следами стоянки первобытного человека. Расстояние в оба конца порядка 350 км, так что впереди много интересного. Едем через Узян, Кагу, Кагарманово, время от времени встречая на пути реку Белую. В Каге сделали остановку, об этом будет отдельный рассказ. Недалеко от Бурзяна, в районе закрытого аэропорта, река делает крутую петлю в глубоком каньоне, очень красивое и популярное для отдыха место.          






В Байназарово снова пересекли Белую, река не отпускала далеко, и в конце пути оказалась совсем рядом. Как передать красоту дороги, утренний туман, расстеливший свое одеяло между горами. Дорога все время меняет направление, скатывается с сопок вниз и тут же круто поднимается к облакам. У неба множество оттенков, сегодня передавали дождь, но облачка пока легки и пушисты. Впрочем, в горах погода меняется быстро, скоро прольется дождь.





Узян





















Мы въехали в небольшой поселочек -  несколько домов, кемпинг, кафе и пропускной пункт. Башкирское название пещеры Шульган – Таш,  в переводе означает « Изчезла в камне». Это о речке, которая за миллионы лет проточила себе дорогу,  образовав пещеру. Речка Шульган уходит в недра горы в 2,5 километрах на север и далее течет под землей, находя выход в виде небольшого, но очень глубокого озерца,  в конце  пещеры.                                                                                                                                           
Стали в очередь за билетами,  Женя пошутил,  на вопрос кассира, ответил, что мы – группа из Киева. Так нас и стали объявлять в дальнейшем.  Дойти до пещеры оказалось не так просто. От забора идти пришлось километра два. По дороге нас развлекали разными древними легендами, информацией, изложенными на деревянных щитах. Можно узнать о реке Белой   (по другому Агидель – белая река, есть песня у Ю. Шевчука, это о ней), как река служила людям. 


До революции это была основная транспортная артерия для вывоза металла, пока не построили железную дорогу. Привлекла внимание цельнолитая железная колода с шипами, тормозной башмак. Как им управлялись на плоскодонных баржах? Поднять их на палубу тоже проблема.  Сама река  довольно спокойная, с чистой водой, но не глубокая, пройти такую,  на тяжелом корабле задача сложная. Может, воды тогда было больше. Другой вопрос остался без ответа – почему Белая, если нет порогов?

 Рассказали нам и о Бортевых пчелах. Нашел даже сноску в сети, что заповедник Шульган – Таш был создан, прежде всего  для охраны аборигенной популяции башкирских диких пчел.  [ 1 ] .   Так это или нет, не знаю, но мед на территории продается. 


     Бортево́е пчеловодствобо́ртничество (от слова «борть» — дупло дерева) — старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев. Дупла могли быть естественными или по нескольку дупел выдалбливали в толстых деревьях на высоте от 4 до 15 м.  Бортничество было известно на Руси до XVII века и являлось тогда одной из важных отраслей её хозяйства. По мере освобождения площадей от леса и развития земледелия бортевое пчеловодство постепенно вытеснилось пасечным пчеловодством. Бортевое пчеловодство не в состоянии конкурировать с пасечным из-за трудоемкости изготовления бортьев и меньшей продуктивности.         Бортничество на Южном Урале, судя по артефактам, обнаруженным в могильнике бахмутинской культуры вблизи г. Бирска, зародилось не позднее 5-6 веков нашей эры в среде местных финно-угорских племен. Позднее его переняли предки башкир. Этот промысел представлял собой систему накапливаемых многими поколениями бортников навыков по устройству искусственных дупел в стоящих на корню крупных растущих и сухостойных деревьях и привлечению в них пчелиных семей с целью получения бортевого меда. В 19 веке башкирские бортевики освоили колодное пчеловодство. Колоды — такие же искусственные дупла, но только в обрубках древесных стволов, которые могли устанавливаться как на подставках на земле, так и подвешиваться высоко на деревьях . Деревья с бортями и колодами у башкир считались собственностью и отмечались тамгами — отличительными знаками родовой принадлежности. Каждый пчеловод хорошо знал свой знак и не посягал на собственность других. Борти традиционно переходили по наследству от отца к детям. 


        В наше время бортевые деревья с дикими среднерусскими лесными пчёлами сохранились лишь в Бурзянском заповеднике Башкирии (ныне — заповедник Шульган-Таш). Развитию бортничества в Башкирии способствовали особые природные условия — обилие липовых и кленовых лесов, источника массовых медосборов. К тому же местное население занималось в основном кочевым скотоводствомохотой и сбором мёда, долгое время оставляя леса нетронутыми. Массовая распашка земель и сведение лесов в Башкирии начались лишь во второй половине XIX века. Нетронутые леса сохранились в глухих и почти бездорожных отрогах Уральских гор. Именно здесь в 1958 году природная зона обитания тёмной лесной пчелы была объявлена заповедной.  
Сосна должна быть достаточно толстой (около метра диаметром)… Долбится борть на высоте от шести до двенадцати метров. Сначала бортник вырезает в дереве неширокую щель и потом уже специальными инструментами выбирает дупло высотою около метра, довольно просторное, но не грозящее дереву переломом. Внутренность борти тщательно зачищается … Леток для пчелы прорубается сбоку, а щель закрывают деревянной заслонкой… После этого борть оставляют сушиться. И только через два года её можно готовить к заселению пчёлами.
Несмотря на большую трудоемкость и невысокую продуктивность, бортевое пчеловодство в отдалённых местах Южного Урала при этом сохранялось. Обслуживание бортевых пчел требует работы на высоте до 16 метров, а сами борти порою располагаются вдали от населённых пунктов, и пчеловоду часто приходится преодолевать на лошади расстояние до 40—50 км в день. [ 2 ]   Таковы особенности этого вида пчеловодства. Дикий  мед, того стоит.




Пещера

Это место удивительное, без всякого сомнения. К такому выводу я пришел совсем не сразу, и чем больше проходит времени, тем больше думаю о ней. А сразу зародилась только ирония:
- Набивают себе цену, а смотреть то нечего! 
Вся экскурсия по пещере – минут восемь. Света там нет, отстанешь от группы, если без фонарика, капец! Но паниковать не надо, не пытайся догнать своих в темноте, это опасно,  жди следующую группу, будет скоро. На экскурсии покажут свод входа (впечатляет, ахи – охи), в первом же зале подведут к стене, покажут рисунок животных, окажется, что это всего лишь копия, к настоящим петроглифам туристов не водят. Никаких тебе красивых сталактитов ( все уже украли), летучие мыши улетели. Экскурсовод, маленькая девочка – башкирка, наверное, из студентов, подрабатывают на каникулах, кратко изложит историю открытия, изучения пещеры, подведет к красивой лестнице из нержавеющей стали, и мы потянемся на второй  ярус. Одновременно, это уже будет дорога назад. Поднялись - спустились, оказались у выхода из пещеры. Все.  
     Сдали фонари, свободны.  Пока делаем селфи, наша башкирочка уже ведет в пещеру следующую группу. Стахановец в забое, но зарплата, наверное, не высокая, ничего, улыбается нам как старым знакомым. 


Совсем поздний Палеолит


Когда вспоминаешь долгий подход по жаре, всех нарисованных батыров на щитах, становится неуютно. Мимо чая под навесом, мимо пчел и берега  речки, может, там  было и остаться? Или зайти в музейный домик, где тоже все расскажут, даже подробней, покажут экспозицию, обломок весла от лодки, неизвестно как оказавшейся в пещере. Пробитый череп прекрасной девушки   ( когда то прекрасной) и много фотографий. В музей этот большая часть народа уже не заходит, растратив силы и любопытство на подходах, и напрасно, в пещере вам всего не расскажут, там нет времени – конвейер,  Забота о нас сердешных и о доходе, конечно.  Да и сама «Тропа здоровья» (ходить полезно), придумана специально, по башкирски хитроумно,  чтобы растянуть народ по экспозициям, чтоб,  не толпились все у входа в пещеру - там всегда очередь.
Вот такой примерно ход мысли был у меня в тот жаркий день.  При всех этих маленьких "мудростях", мы все равно еще ждали своей очереди минут сорок, в итоге, устали так, что хотелось все закончить поскорее и снова насладиться дорогой  уже назад.  Но это чувство «легкого развода» скоро ушло, и все заполнила Пещера. 
Наконец, «группа из Киева» получила фонари, и мы подошли к  громадной арке, задрапированной темнотой.

 Из пещеры выбегает ручей голубоватой воды и уже есть желающие искупаться. Вода температуры плюс четыре, но дамы в купальниках здесь не впервые. Далее начинается перечень фактов, не объяснимых с точки зрения науки. 


            Вода, вытекающая из голубого озера, считается целебной, а само 3х метровое озерце с "живой водой", имеет глубину 88 метров      ( погружались аквалангисты) .   Проверили химический состав – там всего лишь высокая концентрация растворенных кальцитов. Карстовая воронка напротив тоже заполнена водой, но уже стоячей,  по аналогии из сказок – вода эта "мертвая".   
    Пол в залах пещеры, покрытый глинистыми наслоениями, «изгрызан» туристами. Откуда - то взялось поверье, что эта глина целебная, лечит все болезни, и каждый уносит по кусочку.  
           Еще одна группа приезжающих, верит в разные мистические силы и магнетизм, исходящие от этих мест. Они готовы пообщаться с духами.

Ну, вот я - Фома Неверующий, не желающий делать заплывы, жевать глину из под ног или общаться с духами. Вконец уставший от дальней дороги, жары и долгих подходов с ожиданием, побывав всего несколько минут в пещере, на выходе, почувствовал небывалый прилив сил.  И такие же силы вдруг нашлись у моей старшей сестры! На обратной дороге она развила такую скорость, что все отстали, я ее едва догнал.

Что это? Живая вода или мертвая? Живая пещера или мертвая?


Конечно, живая!  Если относиться к Пещере как к живой субстанции, все наполняется другим смыслом. Я не о флоре и фауне, не о летучих мышах, рыбах, трилобитах, плесени и разных бактериях – все это конечно присутствует. Я – о другом.  Помните  «Зону» у Стругацких, в их книге «Пикник на обочине»? 
-  Зона – такое место на Земле, где все меняется. 

 В этой пещере тоже все меняется, она до сих пор до конца не изучена, хотя каких только специалистов сюда не засылали. Археологи, спелеологи, аквалангисты, биологи, уже есть погибшие. Как и в Зоне, здесь есть ловушки, непроходимые места, пещера меняет конфигурацию. До сих пор не могут найти  «Лепехинский ход» описанный в 1770году академиком И.И. Лепехиным. Словно он обмерял какие то другие ходы, куда сейчас проникнуть невозможно.                                                                                                                                    Пещера многолика и перед каждым, словно зеркалом,  предстает тем образом, который жаждут увидеть; для одних это путь исцелений, для других – божество, предмет суеверий и легенд, для третьих – нераскрытая тайна, явление природы, объект изучения и открытий.  С чем придешь сюда, то и получишь.  
          Пещера надежно хранит свои секреты, но она беззащитна перед невежеством.    Чем глубже в нее проникаешь, тем труднее и опасней продвигаться, колодцы, узкие проходы «шкуродеры», трещины, обрывы, тупики или подземные озера. Каким образом, когда, сюда затащили лодку, необходимую для перемещений? Лодка покоится на дне озера, достать ее пока  невозможно.                                  





Вход в Зал Рисунков



Озеро теней, Грот сталактитовый - вот и сталактиты, а нам показали один, размером три на восемь метров, который унести не удалось. Залы Хаоса, Рисунков, Знаков, Бриллиантовый и Купольный залы. Названия говорят за себя, они давались людьми восторженными, влюбленными в Пещеру. Пожалуй, самый востребованный зал Каповой пещеры - Танцевальный. Так назвали его когда-то круглую форму и идеально ровную поверхность глинистого пола. Здесь люди ищут спасения от аллергии и других болезней: сама обстановка пещеры (полумрак, древние каменные своды и не умолкающий мелодичный плеск капели) стирает и перенастраивает нервную систему пришельца из нашего мира.                                                                                                                              
Раньше пещера славилась богатыми натечными образованиями - сталактитами, сталагмитами, флагами, кальцитовыми цветами, ванночками, пещерным жемчугом...



С пещерой Шульган-Таш связано много легенд, интересных преданий, поверий и сказок. И не случайно, что и пещера, и озеро в них носит имя хозяина подземного мира — Шульгена. Шульген — один из главных отрицательных персонажей таких древнейших эпосов Южного Урала, как «Урал-Батыр», «Акбузат», «Кара-Юрга», «Акхак Кола». Считалось, что здесь обитает дух Урал - батыра в облике огромного всадника на крылатом коне Акбузате. Тому, кто его увидит - будет сопутствовать удача.   
В эпосах «Акбузат» и «Урал-батыр» описываются человеческие жертвоприношения озеру Шульган. В жертву подводного мира приносились девушки - красавицы.  Немало легенд и сказаний связано и с самой пещерой Шульган-Таш. Одна из них гласит, что в былые времена в пещере жили какие-то особые люди, не похожие на современных людей. Они были очень богаты, сеяли хлеб и имели множество разного скота.  Но чаще всего, легенды рассказывают о потусторонних силах, страшных и не понятных.

По словам П. И. Рычкова, башкиры во время своих войн и восстаний против царских властей стягивали сюда свои семьи и скот. При малейшей опасности скот загонялся в нижний этаж пещеры, а женщины, дети и старики уходили на верхний этаж. Временами в пещере одновременно скрывалось до трех и более тысяч человек. Это не удивительно. Пещера Шульган-Таш как будто бы специально устроена для убежища многих тысяч людей. В ней много места, воды и воздуха.
В октябре 2008 года в грунте Купольного Зала обнаружили человеческий череп. На следующий год  археологи  МГУ нашли еще несколько черепов. Эти находки уникальны, ранее каких-либо следов захоронений в Каповой пещере найдено не было. Почему только черепа? Возможно, это связано с какими то обрядами. 
Капова пещера — это три этажа спелеосистемы, вереницы крупных залов, галерей и подземных озер, связанных рекой. Шесть видов летучих мышей, рыбы, белесые жуки и круглые черви, тайный тихий вечно ночной мир. И, конечно, рисунки: лошади и мамонты с плотной оранжево-красной штриховкой, странные  фигуры, узоры, знаки.

Известная миру с 1760 года, (благодаря описанию статского советника Петра Ивановича Рычкова), пещера только в 1959 году открыла свою главную тайну – наличие наскальных рисунков, несмотря на то, что за двести лет ее посетило множество экспедиций. Нашел древние рисунки сотрудник Башкирского заповедника Александр Владимирович Рюмин, нашел не случайно.  Он пришел к выводу, что культура первобытности развивалась не только в районе Пиренеев, но и на других территориях.  Южный Урал, по его мнению, как нельзя лучше подходил для поисков.
На рисунках, в основном, изображения животных, все они идут в одну сторону,  масштаб разный, время написания тоже, по радиоуглеродному методу это  от 13   до 36 тысяч лет назад. Рисунки расположены в разных залах, материал написания – охра, с добавлением животного жира, но есть и черные петроглифы, выполненные углем.

Рисунки выполнены в основном краской из охры смешанной с животным жиром, возраст их около 18 000 лет, изображены мамонтылошади и другие животные, антропоморфные фигуры. Есть редкие изображения углём. В пещере имеются изображения не только животных. Так, в верхнем и среднем ярусах учёные обнаружили изображения хижин, треугольников, лестниц, косых линий. Самые древние рисунки находятся в верхнем ярусе. Они были нарисованы в эпоху позднего палеолита, когда на планете жили кроманьонцы. На нижнем ярусе Каповой пещеры находятся более поздние изображения конца ледникового периода. Их размер варьируется между 44 и 112 сантиметрами. Уран-ториевое датирование[en] показало, что самые древние рисунки в Каповой пещере были сделаны 36400 лет назад.[ 3 ]  



Один с вечностью фото Антона Юшко



Копия рисунков
Восточная стена Зала Рисунков

На восточной стене Зала Рисунков в начале 1960-х годов, рядом с «Лошадью Рюмина», были выделены еще семь красочных фигур: четыре мамонта, маленькая лошадь, носорог и геометрическая фигура, напоминающая трапецию. Все животные обращены влево, только фигура одного мамонта идет в обратном направлении, сегодня она известна под именем «Диссидент». Крупная центральная фигура известна как «Лошадь Рюмина».
Лошадь Рюмина
Почти  все фигуры животных из Зала Рисунков находятся в неплохой сохранности. Мамонты с массивными головами, древний художник сумел передать характерный профиль этого животного. Сегодня, в Зале Рисунков к известным изображениям, добавились новые фигуры. Так, Восточная композиция дополнилась фигурой «Бледного мамонта».


В 2008 году сотрудницей заповедника «Шульган-Таш» Ольгой Червяцовой в нижней части группы рисунков была найдена фигура «Черного мамонта».На западной стене удалось выделить небольшую человеческую фигуру, она нанесена над большим контурным мамонтом. Перед изображением быка, была обнаружена черная лошадка, эта фигура густо перекрыта глинистыми пленками и требует аккуратной расчистки.



Особый интерес представляет фигура Зубра, расположенная на западной стене Зала Знаков, после цифровой обработки снимка, можно различить ноги, гриву и даже рога животного.


Найден культурный слой  в 150 метрах от входа в пещеру, в просторном Зале Знаков. Культурный слой древней стоянки сохранился на глубине около полуметра в северо-западной части зала в толще рыхлых отложений. Всего в культурном слое обнаружено более 200 предметов, среди которых преобладают орудия из местного пещерного известняка и кальцита. Это рабочие инструменты и элементы вооружения. Они изготовлены из кремня и зелено-коричневой яшмы. Интересно, что ближайшие выходы этих пород находятся довольно далеко от пещеры — в Зауралье. Наряду с каменными, найдены два костных орудия: нож из обломка трубчатой кости с длинным ретушированным лезвием и грубое шило.
За Залом Знаков мы попадаем в дальнюю часть святилища — Зал Хаоса.

В этой огромной подземной находится великолепная композиция «Лошади и знаки Зала Хаоса». Она была обнаружена и расчищена от мощных натеков реставраторами, работавшими в экспедиции . Вот как красочно описывает это панно Юрий Ляхницкий:
 «Рисунки были яркие, сочные, разноцветные — внешние контуры лошадок темные, почти черные, переходящие в буровато-красные и алые линии. Некоторые части тел лошадок — ноги, морды, гривы, хвосты — были закрашены почти полностью в интенсивный красный цвет с буроватым оттенком, остальные участки имели более бледную окраску. Трапеция нарисована очень четко, геометрически правильно, девять ее ребер сгруппированы по три. Левее, перед лошадками, была расчищена еще одна небольшая трапеция из шести ребер, а рядом — маленькая «ножка» какого-то существа... В 2008 году «ножка» в северной левой части композиции была расчищена московскими реставраторами, в результате чего была вскрыта фигура, напоминающая человеческую».
Антропоморфный персонаж

В самой отдаленной части зала расположены многочисленные знаки, трапеции с «ушками» и расчерченным внутренним пространством, пятна краски. Здесь на высоте 3 метров сохранилась очень интересная композиция: «антропоморф» — стоящий на четвереньках человек, он имеет треугольную голову и короткий хвост, передние конечности заканчиваются раздвоенными копытами.  Подобные персонажи известны в пещерах Западной Европы, вероятно, это изображение шамана. Выше человекоподобной фигуры виден рисунок лошади, он довольно плохой сохранности, в целом схож с изображениями лошадей в других частях пещеры. Еще одним примечательным рисунком этого зала является перевернутая трапеция, получившая название — «Хижина Бадера», ее отличают четыре внутренние линии, немного изогнутые боковые ребра, а так же более темный, чем у других фигур пещеры цвет красителя.

В ноябре 2017года в пещере, в Зале Хаоса расчистили изображение двугорбого верблюда из каменного века. Реставраторы нашли его под слоем кальцита, когда чистили стены пещеры от граффити туристов.  В результате под толстым кальцитовым натеком было найдено реалистичное, единственное в мире,  изображение двугорбого верблюда. В настоящее время эта фигура составляет левый фланг композиции, известной как «лошади и знаки». Контур задней части животного и ранее был виден из-под расчищенной еще в конце 1970-х годов плоскости.


              Начиная с 1959 года число наскальных рисунков и знаков от 40 обнаруженных Рюминым, за 60 лет выросло до 173 и находки продолжаются.   Но главное - было открыто Рюминым. Вот как он сам об этом вспоминает:
                 «Я уезжал на Южный Урал и обдумывал работу. Воспоминания и воображение создали опытное поле и перенесли меня в эту горную страну. Передо мной вставали хребты и девственные уральские леса. Шумели речки. Целыми группами ходили лоси и то здесь то там встречались медведи… Но вот предстали пещеры. В их неизведанную тьму не проникало мое воображение — я еще никогда не был в настоящих пещерах… Южный Урал был теплым заповедником, где мир жизни мог укрыться от наступающих холодов и пережить ледниковое время. Такими же, даже еще более теплыми, очагами переживания ледникового периода был на Западе Пиренейский полуостров и на Востоке — Дальне-Восточный край. Сюда отступал мир жизни под натиском надвигающегося ледника… Здесь надо искать и первобытного пещерного человека.                   
Я готовился. Еще раз все взвесил на весах научного анализа, навел справки в научной литературе и достоверность анализа вырисовывалась ясней, убежденность крепла. Наметил поиск первобытного пещерного человека и основываясь на своем на своем научном — верил в успех…  
  
     В январе 1959 года с группой товарищей из Башкирского заповедника мы посетили первую пещеру. Это была известная Капова пещера… Поиски быстро дали первые результаты. У входа нашли камушки, похожие на орудия первобытного человека. Вблизи собрали много костей, покрытых каменными наплывами… Мы ринулись в пещеру искать рисунки и скульптуру первобытного человека. Может там встретятся и его скелеты!   

  После долгих поисков, устав и отчаявшись найти рисунки, решено было возвращаться… У меня остались надежда и последние полчаса поиска. Я снова подумал где лучше искать рисунки и скульптуру… Искал только по лучшим местам. Ура! Со стены смотрят звери, нарисованные первобытным человеком. Рисунки найдены — замечательные рисунки позднего периода древне-каменного века, рисовавших в пещерах…» [ 4 ] 




Рюмин



     Александр Владимирович Рюмин, потомок дворянского рода, в 1936году окончил Московский Университет по кафедре зоологии позвоночных, стал биологом, много работал в научных экспедициях, защитил кандидатскую диссертацию.  Прошел всю войну, в 1945м под Кёнигсбергом был тяжело ранен и врачи приговорили его к инвалидности. Тем не менее,  сумел восстановиться и продолжил экспедиционную работу.
Анализируя древнейшую историю человечества, Рюмин пришел к выводу, что палеолитическая культура должна была развиваться в нескольких регионах, а не только в Западной Европе. Одним из таких регионов он считал Южный Урал. Поступив на работу в Башкирский заповедник, где находится Капова пещера, в 1959 года, после длительного поиска, он впервые увидел на ее стенах под тысячелетней копотью и грязью неясные красноватые пятна, которые действительно оказались палеолитическими рисунками». Изображения находились в двух залах на первом и втором ярусах. Рюмин назвал эти залы: «галерея Пещерного медведя» и «галерея Мамонта». Под слоем грязи, копоти и надписей, оставленных туристами, он увидел здесь, нанесенные красной и черной красками, изображения мамонтов, лошадей, медведей, других животных.
В научном мире ему не поверили — тогда считалось, что пещерная живопись существовала только на севере Франции и юге Испании. В разных печатных изданиях выходят в свет разгромные статьи, где первооткрыватель древних рисунков характеризуется как «любитель спелеологии, позорящий археологическую науку» Ученого ошельмовали, высмеяли и уволили из заповедника. Мировое открытие осталось в истории под именем другого,  Отто Бадер во главе экспедиции от Института археологии Академии Наук СССР прибыл в Капову пещеру на следующий год. Рюмину даже не предложили войти в состав экспедиции.  Вместо него,  Бадера сопровождал по пещере местный егерь.
А.В. Рюмин оказался чужаком – одиночкой, не пришедшийся ко двору. Биолог по образованию, он не был ни спелеологом, ни археологом, но жизнь его сложилась так интересно, что стоит рассказать подробней. Изложение биографии - из журнала "Принципы экологии", статья «Александр Владимирович Рюмин, забытый биолог»  [5 ]
Он родился в Омске в 1914 году, где его отец Владимир Валерианович Рюмин отбывал  ссылку как политически неблагонадежный. Предки Александра дворяне, род их восходит  к Бестужевым – Рюминым, Левандовским,  среди родственников было немало изобретателей, но главная страсть семьи – революционные идеи. Владимир Рюмин окончил Харьковский инженерный институт и стал крупным инженером-строителем железных дорог. Его перебрасывали из одного уголка империи в другой. Так он исколесил всю Россию. 
Владимир Валерианович Рюмин 40годы









Владимир Валерианович Рюмин окончил Харьковский инженерный институт и стал крупным инженером-строителем железных дорог. 


 
Прасковья Телье - Рюмина с сыном Николаем 1914
Мать Александра Владимировича Прасковья Викторовна Телье была потомком французских дворян, бежавших в Россию во время Великой французской революции. Отец Прасковьи, как и Рюмины, не избежал увлечения революционными идеями. За свои радикальные взгляды он был лишен офицерского звания, дворянства и был приговорен судом к смертной казни. Но благодаря вмешательству влиятельных родственников этот суровый приговор был заменен пожизненной ссылкой в Якутию. Там он сошелся с девушкой-якуткой, и на свет появилась Прасковья. Ее переправили на большую землю.  Девушка получила прекрасное образование: она окончила Смольный институт, затем высшие женские курсы в Петербурге.
Александр Владимирович Рюмин гордился родством с якутами. Он считал, что именно зов этой древней крови вел его по жизни и сделал путешественником.

После окончания МГУ А. В. Рюмин остался там аспирантом, работал зоологом в Ботаническом саду и готовил диссертацию. Вскоре он нашел воистину родственную душу – палеонтолога и основателя тафономии Ивана Антоновича Ефремова, который часто приглашал Сашу в свои экспедиции.
И. А. Ефремов ученый - палеонтолог, писатель - фантаст

Весной 1945 г. Рюмин знакомится с известным археологом и специалистом по эпохам неолита и бронзы Александром Яковлевичем Брюсовым.  Ефремов, и Брюсов поддерживали Рюмина в его теории о том, что на Южном Урале должен существовать один из древних очагов культуры палеолита. 
                  
Кандидатскую диссертацию Александр Владимирович Рюмин защитил перед самой войной. Но защита не прошла гладко. Мнения ученых разделились: некоторые из них считали, что диссертация выполнена на уровне докторской, а один оппонент – что работа «не соответствует основной линии партии». Ученая степень была присвоена уже после войны.

Александр Владимирович Рюмин прошел всю войну, начав с рядового и окончив подполковником. Он лично водил в тыл к немцам разведгруппы, которые обычно возвращались без потерь. За Днепровскую операцию командир полка представил А. В. Рюмина на присвоение звания Героя Советского Союза. Но военные чиновники, сославшись на то, что представление оформлено неправильно и «что это за Рюмин, выскочка какой-то…»
В Венгрии он получил тяжелое фосфорное отравление, а в самом конце войны – 8  мая 1945 года – под Кенигсбергом Александр Владимирович был ранен (повреждено колено) и контужен. После ранения, врачи однозначно поставили диагноз -  инвалид. Но надо было знать Рюмина! Он не мог с этим смириться. Начал активно тренироваться, хотя эти занятия сопровождались мучительными болями. Со временем  сумел восстановить здоровье и продолжил экспедиционную работу в Карелии и Средней Азии, хотя отголоски фронтовых травм ощущал всю жизнь. В Москве он продолжал разрабатывать колено, постоянно занимался бегом, позже записался (по примеру Маресьева) в танцевальный клуб.
С юности А. В. Рюмин интересовался древнейшей историей человечества. Анализируя известные к тому времени материалы, он отрицал принятую во всем мире точку зрения о том, что все артефакты, связанные с существованием первобытного человека, находятся только в Западной Европе. Он пришел к выводу, что палеолитическая культура должна была развиваться в нескольких регионах. Одним из таких регионов он считал Южный Урал. Уже тогда было известно, что ледник до этих мест не доходил, хребты надежно защищали местность от холодных ветров. Ученый сделал предположение о возможности существования здесь древней культуры.
То, что произошло дальше, не было случайностью, а стало воплощением результатов разработанной Александром Владимировичем Рюминым научной теории. Здесь, на Южном Урале, зимой 1959 г. он обнаружил в пещере Шульган-Таш (Капова) первые изображения животных, сделанные рукой первобытного человека. Но самым первым был рисунок лошади, выполненный красной охрой. Он вошел в историю мировой науки как «лошадь Рюмина». В результате А. В. Рюмин открыл целую галерею рисунков эпохи палеолита и стал первооткрывателем одного из центров развития древнего человека, расположенного на Южном Урале.
Кроме рисунков животных, в пещере Шульган-Таш были обнаружены изображения разных геометрических фигур. Их смысл и назначение до сих пор непонятны. Рюмин считал, что это не просто символы, а более сложная система знаков, приближающаяся к письменности.
Это было открытие века! И это был триумф ученого, пещера Шульган-Таш была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Шли годы... В начале 2000 г. в заповедник пришло письмо на имя его директора Михаила Николаевича Косарева, в котором 86-летний, уже почти ослепший Александр Владимирович Рюмин просил разрешения продолжить работу по исследованию пещеры Шульган-Таш.
 В 2014 г. к 100-летию со дня рождения Александра Владимировича Рюмина, как первооткрывателя южно-уральского центра палеолитической культуры и уникальной для России и Центральной Европы наскальной живописи, издана книга о нем (О.Я. Червяцова, 2009) [5]
Башкирия пещера Шульган – Таш А.В.Рюмин с туристами 1960г

Передо мной две фотографии, их разделяет время в 35 лет жизни, на втором снимке Рюмину уже 81 год, но он все тот же! Все тот же поседевший вихор волос, ворот рубашки навыпуск и готовность к борьбе: кто бы, что бы то ни было, оппонент по науке или Зло, в любом своем проявлении. Весь напруженный в бойцовой стойке, и на втором снимке, тоже готовый умчаться, словно удерживаемый женой. Вот так и прошагал свой жизненный путь Александр Владимирович, не сгибаясь и борясь.
Рюмин А.В. с женой  и друзьями Москва 1995г
Так и отмерял свою трудную, счастливую жизнь: Слыл чудиком, жил,  как умел - искал, работал, мечтал, любил, ловил змей. Что - то не получилось, но жизнь вышла долгой. И над всей этой жизненной 
дорогой светили путеводной звездой слова:
- Искать, Бороться, Побеждать и не сдаваться! 
С синичкой на руке 1927г


Проблемы пещеры

Одной из важнейших задач, стоящих перед учеными сегодня, является проведение детальной фиксации рисунков, некоторые из которых могут погибнуть в ближайшем будущем. Совместно с Государственным Эрмитажем разработана методика покрытия рисунков защитным гидрофобным составом, который прошел апробацию на моделях, но решение о его практическом использовании пока не принято.                                                                            Древние рисунки сохранились только благодаря неподвижной атмосфере пещеры, или так называемому тепловому барьеру. В ее центре даже в сильные морозы не так холодно, потому что нет циркуляции воздуха. Возможно, рисунков было больше, но сохранились лишь те, что оказались далеко от входа.   Выдыхая углекислый газ и повышая температуру внутри пещеры, люди создают почву для разрастания водорослей и плесени, которые разрушают поверхность стен с рисунками  пещеры [4]
Но и ограничение потока туристов проблему не решает. Популярность пещеры служит ей дурную службу. Современные аборигены оставляют свои письмена, обломали образования  сталактитов, пострадали  рисунки. С 1971 года свободный доступ в пещеру закрыт.   Беда еще в том, что  в пещере меняется микроклимат, и рисунки тускнеют. Если не найти способ их консервации, скоро они исчезнут совсем.                                                            

Сейчас  это место паломничества, люди едут сюда отдохнуть, здесь заканчиваются сплавы на катамаранах, рисунки интересуют людей не главным образом, но страдает именно древняя живопись.  Республике отпущены большие средства, в пол миллиарда рублей на строительство музейного комплекса в районе Шульган – Таш.   Ожидается, что это разовьет туристический бизнес и деньги сами потекут в казну… или еще куда.             
 Вот и  поспешная расчистка рисунка с верблюдом, вызвавшая скандал в научных кругах, похоже,  связана с планами строительства огромного музейного комплекса.  По кальцитовым отложениям, по открытой части рисунка тихо струится вода. Вода размывает и уничтожает рисунок.
«Вы видите, что этого делать было нельзя? Зачем расчищать этот рисунок, пока мы не знаем, как его сохранить?» -  Вопрошает сотрудник музея [6]                                                                                                                                                                            
Директор заповедника Михаил Косарев фото Брайдова


Планом предусматривают увеличить приток туристов  до 250 тысяч в год .   У директора заповедника  идея с музеем восторга не вызывает. Рядом с пещерой уже есть небольшой музей, но люди большей частью приезжают отдохнуть на природе, и в  домик музея сейчас из 33 тысяч заглядывает только 250 человек!  
Еще раз выброшенные деньги, при нашей общей бедности, но даже  если прогнозы хотя бы частью оправдаются – это только нанесет дополнительный урон пещере. Для живописи лучше, чтобы туда вообще никто не ходил. То,  что сохранялось десятки тысяч лет,  теперь исчезает на глазах.  Колебания температуры и углекислый газ будят бактерии, развивается плесень. Законсервировать живописный слой в этих условиях дело непростое.  Вход хорошо бы замуровать, но зачем  тогда открытия? Такие вот грустные размышления.

Дорога домой
Возбужденные экскурсией, мы двигались  назад по тропе Мудрости, мимо берега речки, доисторического шалаша и  двух диких зверей времен палеонтолита,  почти в натуральную величину, мимо пчел и башкирок с чаем – впереди сестра и вся  наша ватага следом. Торопились,  потому что быстро приближалась темная туча. Женя заметил – успеем! И он бы не ошибся, да спустило колесо. Так что крутили гайки уже под дождем.





Гора Спящий мамонт




Наконец, уже мокрые тронулись обратно.  Но через пару километров – остановка, Женя свернул с дороги к озерцу и командует:
                                                        

- Все выходим!

- Купаться?

- Нет, фотографироваться!


Дождь идет все сильнее, все покорно  вылазим из машин. Фотографируемся у небольшого озерца и камня на берегу. Это место, где река  Шульган уходит под землю. Место сие для Жениной семьи памятное, дети выросли, стали большими, а камень уменьшился, врос в землю. Ну а дождь – не беда, высохнем! Нас окружают горы, глубокое озеро, а весь этот край когда то был дном моря.





И снова дорога, петляем, огибая горы, дождь скоро кончился, а есть по – прежнему, охота. Ищем место для привала, Дождь, прибивший пыль на дороге, хорошо смочил землю, мы это поняли как только съехали у села Киекбаево .  И чем дальше двигались вниз к реке, тем тяжелее шли машины.  Наконец, Макс на Шкоде - Октавии застрял в луже, и мы повернули назад.





Железный конь идет на смену башкирской лошадке



     Скоро снова свернули  у  Миндигулово,  нашли прекрасную стоянку на берегу Белой, с хорошим подходом к реке и обширной поляной. 
Миндигулово

И здесь, уже достали свои торбы с продуктами и покушали, наблюдая, как река величественно несет свои воды. Время от времени, появляются катамараны и надувные лодки с туристами. Конечный пункт – Капова пещера, но некоторые экипажи причаливают здесь, тут и турбаза есть, и баня, и магазин.



 




Наш пикник окружили местные собаки, вели себя очень дружелюбно, выражая всем  своим видом и хвостами настоящее башкирское гостеприимство. И ждали угощений.                                                              

В это время закончили путешествие туристы. Старик шестом подогнал к берегу груженый катамаран, выгрузили с него мешки с поклажей, рюкзаки. Подъехали две машины, пара молодых женщин стали переносить вещи в машины, процесс затянулся. Старушка вещи не таскала, сидела в сторонке. Оказывается старик и старушка – родители, с ними сплавлялись дочь с подругой и двое внуков. Шли они от Каги целую неделю, а в походы ходят уже 22 года, вот уже успели в походах и состариться!






Опять Кага, пора к ней возвращаться!




Ссылки:

    5.   http://ecopri.ru/journal/article.php?id=5483
    6.    http://www.stena.ee/blog/ot-verblyuda-skandal-vokrug-naskalnogo-risunka                                                                                                                           

Комментариев нет: