вторник, 21 февраля 2012 г.

Вальс «Долорес»


Вся жизнь  моих родителей, а стало быть и моя, была связана с предприятиями  одной отрасли народного хозяйства и, начиная с 1956 г., мы мигрировали по Киргизии и Казахстану. Сначала, в1956-1959 гг. жили рядом с городом Фрунзе (теперь Бишкек), в поселке Калининское – благодатном, райском уголке, затем с 08.08.1959 по октябрь  1962
пребывали в глухой Балхашской степи на руднике Аксуек, где отец был директором, и вот глубокой осенью 1962 оказались в забытом Богом Почтовом, Акмолинской области.
Помню глубокий снег, когда вышли из вагона поезда, маленький вокзал станции Макинка,
а потом долгую и нудную езду в забитом людьми «Пазике». Целый месяц наша семья, 4 человека, жили в одной комнате гостиницы;  кроме нас были еще семьи прибывших ИТР и руководящих работников; мужчины ходили на работу, а женщины на общей кухне готовили  еду.
Затем нам дали ½ домика с двумя комнатами, кухней и верандой. Условия жизни были ужасные: печка, дрова, холод ранняя зима была такая суровая, что моя  6-мес.
кошечка, которую привезли с Балхаша, заболела и умерла, а мы чуть было не погибли от угарного газа.
В горах Киргизии. Джергалан 1952г


Первое знакомство

В школу я пошла со 2-й четверти и тут обнаружилось, что мои знания по математике оставляют желать лучшего.  Меня определили в 4-Б,  там училась Галя Шитова. Учительница в классе была немолодая и  строгая, она оставляла учеников, которые не справлялись с заданиями, после уроков. Родители Шитовы были очень внимательными к своим детям, отец постоянно занимался с дочерьми шахматами и по предметам, особенно, по математике. Учительница назначила Галю помогать мне, так я оказалась вхожа в дом Шитовых. Они жили недалеко от нас, а соседями их была семья Таранюк. 
 Домик Таранюков  был чистенький, с розовой побелкою, с беленькими занавесочками на окошках, откуда всегда выглядывала Бабушка- мамочка матери Валеры и Наташи Таранюк.
Шитовы и Таранюки приехали  значительно раньше нас, из Киргизии, когда  закрылся  рудник Майли-Сай. Отец Валеры был строителем, а Шитов занимал должность в Управлении Комбината. Мама Гали Шитовой постоянно пребывала в школе, учителя с нею считались, наш класс всегда что-нибудь, да затевал.
Валера учился в 4-А, он всегда учился только в А-классах.                                                              В советских школах дети  были на глазах учителей, пионерской и комсомольской организаций, в те времена для активных  учеников  всегда находилось, чем заняться.  Мы были пионерами с 3-го класса, носили пионерские галстуки, но я не помню Валерика с галстуком, он был особенным ребенком, даже в 10-летнем возрасте, отличался от других мальчишек. Позднее, он отказался вступать в Комсомол, хотя его прорабатывали в комитете, вступил уже в 10-м, когда иначе уже было нельзя.
Итак, как я уже раньше отмечала, 4-Б был намного активнее 4-А.   Перед новым 1963 учительница стала репетировать с нами СКАЗКУ «О Лисе и Петушке-Золотом Гребешке». Лисой была Галя Шитова, а Петушком - один очень интеллигентный мальчик с вечным насморком. Меня за громкий голос и четкую дикцию назначили  произносить слова  от АВТОРА и это мне очень нравилось, т.к. я все время была, так сказать, на сцене.
В Новогодние утренники СКАЗКУ ставили несколько раз! У меня появилось много знакомых детей, меня привлекали и на пионерские сборы по субботам. Помню исскуственные пионерские костры: Вожатая устанавливала большие э/лампы, над ними возвышалась деревянная пирамида, задрапированная красной тканью, включалась лампа -
вот Вам и пионерский костер!  Мы располагались вокруг «костра» и пели «Взвейтесь кострами синие ночи…» и еще что-то в этом роде.                                                               Конечно, с одной стороны, всем  с детства  навязывалась однобокая линия поведения, инакомыслие не поощрялось, а с другой стороны, у всех было «ясное» представление  о будущем, казалось ни о чем не надо было думать, все было предопределено.
В одну из таких суббот я стояла около «костра», затем обернулась, увидела группу незнакомых мальчишек, один из них сказал:

»Какая красивая девочка!»
                                                                                                                        Я была потрясена. Но возмутилась: »Дурак!»

Этим мальчиком был Валера.
С того момента каждый раз я искала его глазами, так мне понравилось его необычное лицо: тонкий, неславянский тип, черные волосы. Он не делал ничего такого, чтобы выделиться, но всегда обращал на себя внимание, его все замечали! 
   Он был «отмечен» СВЫШЕ, я думаю! Мне хотелось подружиться с ним, поговорить, а ведь  через  общение сразу можно определить интеллект человека. Как часто потом мне встречались люди,которые вызывали интерес,  но через пару минут уже становилось  СКУЧНО !
 Валерий сам был как-бы Наблюдателем, но  «закрывался « и никто не мог подобрать  к нему ключик. Мне не приходилось видеть какие-либо эмоции, была какая-то Внутренняя сдержанность и объяснять свое поведение он не хотел. С годами  он не изменился, по-крайней мере, для меня. Для Валерия имела первостепенное значение их семья.  Отец его был хорошим семьянином; никогда у них не было ни скандалов, ни каких-то проишествий. Прискорбно было узнать от Наташи, что их отец умер в 57 лет от обширного  инфаркта. Именно из семьи Валера «вынес» аккуратность, ответственность
и обязательность перед родными и близкими.

Музыкальная школа


Летом 1963 года половина населения Почтового перебралась в Степногорск, где шло интенсивное  гражданское и промышленное строительство. Большинство получили
квартиры, а руководящие работники- 2-этажные коттеджи, например Иконниковы.
Я училась в музыкальной школе вместе с Татьяной Иконниковой у одного педагога (Грязнова Жанна Владимировна)  и была как-то раз у них дома.  
Ю.Иконников. 70 тые

В 1984 или 1985 в  г. Шевченко на Мангышлаке, к нам в вычислительный центр, приехали командировочные.  Одного, высокого с бородкой, я сразу узнала - это был Юра Иконников. Он меня не узнал,  Я подошла, представилась, он удивился, сказал, что сильно изменилась, правда, не уточнил в какую сторону.             
Мы с ним долго разговаривали, Юра помог мне улучшить программу, он тоже был программистом,  работал в Обнинском, его отец и там занимал не последнее место. Юрина квалификация была гараздо выше всех наших в Шевченко!
Еще раз проявилась разница между Центром и Провинцией. Я пригласила Юру в гости,
с удовольствием  поговорили, он много рассказывал о семье, родителях, сестре. Обменялись адресами, телефонами, но  в дальнейшем связь не поддерживали.
На уроке. В. Аникушин, Ю. Иконников, у доски А. Гусельников


Сверстники

Вернусь в далекий 1963. Наша семья и Шитовы оказались в доме N64, а Таранюки поселились в 65-м. В 2-этажной школе мы с Галей пошли в 5-Б, а Валера в 5-А, тогда же мы все  поступили в муз. школу. Я и Галя учились по классу фортепиано, а Валерий по классу аккордеона. Культурных мероприятий  в Степногорске было очень мало, все что происходило, осталось в памяти ярким впечатлением. Сейчас я могу сказать,что все виденное  и слышимое было на  уровне худ.самодеятельности, но тогда, в детстве, вызывало большое   удовольствие и даже восторг. Валера, по-большей части, был зрителем, причем активным, но  не участником.
В 1964году, 6-й класс, мы начали  уже в новой школе N 1 им.Н. Островского. Должна сказать, что контингент детей был очень разношерстным: были детки из  весьма состоятельных семей и были такие, про которых скажешь, что тюрьма по ним плачет. Уроки срывались регулярно, над учителями издевались, особенно это касалось уроков казахского языка и пения.
В нашем 6-Б были два клоуна,  которых постоянно выгоняли из класса, а остальные ученики бесились.  Наконец педсовет собрал на хулиганов документы и отправил их в детскую колонию.  В городе действовали группировки  малолеток, которые громили детские садики, портили автомашины, особенно «Волги», базировались эти пацаны в подвале дома N 65.  Все эти переростки учились в 7-м классе, по окончании учебного года их отправили из школы, учителя вздохнули с облегчением.                               
        Валера, конечно, знал этих ребят, но у него были другие приоритеты.  В середине учебного 1963-1964 в нашей школе появился особенный ученик, Виталий Макатровский - холеный,одетый с иголочки, его родители вернулись из Германии  и отец ждал нового назначения. Валера подружился с этим красавцем, хотя тот учился на класс выше. Через полгода отец Макатровского получил должность в министерстве и семья уехала в Москву. Думаю, что у Валеры уже тогда формировалось убеждение, что учиться и жить надо поближе к Москве.

Концерт

Внеклассная работа учителей в те годы «стояла» на очень высоком уровне:  тематические вечера по литературе и музыке, передвижные выставки репродукций картин художников
Третьяковки, Русского Музея и Эрмитажа.
Музыкальная школа тоже не отставала: давалось несколько концертов  учеников в год  в к/театре  «Юность». Мы обязаны были участвовать в концертах, начиная со 2-го класса.
Как-то в коридоре муз. школы я услышала чарующую мелодию какого-то вальса и, не заглядывая в класс, уже интуитивно почувствовала: играет В.Таранюк!   Так точно, эта музыкальная пьеса передавала его душу-такую закрытую, но чувственную.
Я спросила его преподавательницу (Валерий занимался у директора школы Веры Ивановой) что это за мелодия,  она ответила: »Вальс Долорес». 

 Через какое-то время в к/театре «Юность» был объявлен концерт. Не каждый мог справиться с волнением, чтобы сыграть на концерте, надо было долго репетировать.             Тогда уже Валерий отдавал много времени баскетболу. Когда объявили его номер, Валера вышел с аккордеоном, взял первые аккорды, а дальше - тишина.   Четыре раза он пробовал начать, но пальцы начисто забыли ноты.
Мы очень сочувствовали Валере, но и тут проявилось его природное достоинство: Он встал, низко поклонился публике за терпение и ушел. Народ засмеялся, но проводил Валеру апплодисментами.                                                  Потом были другие  концерты  и он сыграл вальс «Долорес» с вдохновением  и чисто. Ему долго апплодировали, так как  пьеса была, в самом деле, очень красивая и исполнена была с большим чувством.

Каток

Валера был талантлив, практически, во всех видах спорта: кроме  баскетбола он хорошо бегал на короткие дистанции,  на катке на своих «канадках» развивал большую скорость; свободно катаясь как вперед,так и назад.
Я сама регулярно посещала каток, благо, он находился недалеко от дома. До последней зимы 68-69 гг. я старалась не пропускать каток, даже в морозы, так как чувствовала, что потом не придется кататься. Там всегда было полно народу, играла музыка!                                      Сначала у меня были «дутыши», а потом в пункте проката я обменяла коньки на настоящие  беговые («ножи»), на них было гораздо легче кататься.                                                 На катке было модно кататься в парах, Валера не был равнодушен к девочкам, хотя, правда, не стремился знакомиться.  Однажды, довольно  неожиданно, он пригласил меня покататься в паре.
Мы с ним приятно пообщались, тогда он уже в 7-м классе определил свое будущее, связанное с рисунком, Валера мечтал о художественном училище.  Он рассказывал мне о дяде из Москвы,  о том, как тот всячески поддерживает племянника.
Я в тот далекий вечер быстро устала, а у  Валеры больше не возникало желания кататься
в паре. У меня тогда сложилось такое ощущение, что ему интересны люди, которые чем-то отличаются от большинства и он стремился их изучить, а познав, уже терял интерес к дальнейшему общению.

                                                      Пионерский лагерь
                                                                                                                                                              Летом 1966 г,  после 7-го класса я, Валера и Нина Тупиченко попали в один отряд  в пионерском лагере в п. Боровом в Кокчетавской области.
Названия лагеря я не помню, но он принадлежал нашему Комбинату.   В отряде были ребята от 13 до 14 лет, то есть старший отряд.  Замечательная была смена: июль-август, жили в больших  палатках на берегу озера, умывались и купались в нем же. Погода была фантастичная - ходили в основном в шортах. 
Пионерлагерь. Ставим палатки
                                                              Витька Силантьев, он был старше на год и жил во    2-м подъезде дома N 65 (его отец был председателем групкома профсоюза) был у нас, типа  физрука. Однажды мы отправились в пеший поход в горы. На равнине я шла впереди без устали, Витька мне еще кричал:                                             - Бурыгина, чего ты прешь, как на буфет!
А вот, когда начался подъем – всем пришлось туго! Поднимались долго и нудно, были и такие, что не смогли и остались посередине;  я  когда  забралась на скалу, не могла долго отдышаться, так сердце колотилось, а Валерка Таранюк с группой пацанов уже давным-давно сидели на верхней площадке! Такой он был быстрый  и подъем был для него легкой зарядкой!
Дорогами урочища Боровое

В лагере на лодках мы заплывали на острова, я тоже гребла веслами. А какие линейки по
утрам и вечерам проходили! Пионерские костры, настоящие  - это незабываемое зрелище! Никаких проишествий не было, баловались, конечно, но не больше!  Валерий участвовал во всех спортивных соревнованиях: пионербол, волейбол, л/атлетика.

Учителя

В нашем Б-классе, с 6-го по 8-й, классным руководителем была Син Валентина Трофимовна, преподавательница русского языка и литературы. Она закончила Самаркандский  Гос.Университет, знала свои предметы блестяще. Она несколько раз пыталась  перевести Валеру в наш класс, но он не хотел.

Списываем домашнее задание по физике

С окончанием 8-го класса закончилось, по - сути, наше детство.
9-10-й, математический - это уже была подготовка к взрослой жизни, все начали думать о будущей профессии и каждый осознавал, что нужны поддержка и понимание.      У нас были отличные УЧИТЕЛЯ и мы были  первыми, в экспериментальном классе, в этом нам всем очень повезло!                                                                                              Помню замечательную учительницу  по химии, Нину Владимировну, она  проводила правильную  подготовку к поступлению, ее уровень я оценила уже в ТПИ, на химико-
технологическом.   
Учителя. Нина Владимировна слева
                                                                                                                         Анатолий Макарович, конечно, был уникальным педагогом, любил детей, жаль, что у его собственного сына жизнь сложилась не лучшим образом.                                                                 Про учителя истории могу добавить: звали его Юрием, отчества не помню. Я довольно часто с ним общалась вне урочное время, когда в школе готовили какой-то 
патриотический монтаж, он помогал мне расставлять акценты при декламировании. Он действительно внезапно «ушел» в запой, был совсем больной.
Как-то я встретила Учителя возле кафе (было такое злачное место, напротив к/т «Юность») совершенно « синего», закутанного в пальтишко.
Я с ним поздоровалась, А он опустил глаза и почти бегом кинулся по улице.
Потом я узнала, что он уехал из Степногорска. Откуда был Юрий, куда делся и какой судьбы  был человек, в школе не хотели рассказывать.
Последний звонок . Напутствие в жизнь


После школы я практически не общалась с Валерой, знала, что он поступал 3 раза.   Я думаю, что это сыграло положительную роль: то, что он попал в институт повзрослевшим, помогло ему больше «раскрыть» свои способности. Доля каждого из нас  расписана заранее - в этом у меня сомнений нет!                                                                            Валера Таранюк прожил не очень долгую жизнь, но то, что ему посчастливилось сделать, достичь и оставить, можно разделить на несколько ЖИЗНЕЙ!  


                                                             Скорее всего Валера очень отдавался работе-быть на таких высотах и удержаться требует больших физических сил! Тут уже надо выбирать: Или забыть про  работу и жить в свое удовольствие, или  идти до последнего вздоха.
Валере удалось оставить свой след на Земле  физически и духовно, в сердцах и умах очень многих людей, таких  как ОН не забывают, такими гордятся и Родные и Близкие и Одноклассники !


Татьяна Мыдлык (Бурыгина)


Комментариев нет: