воскресенье, 26 ноября 2017 г.

ВРУБЕЛЬ. ДОРОГИ ПОЗНАНИЯ

            

Художники как вестники древних трагедий,
приходят оттуда к нам  в размеренную жизнь
с печатью безумия на лице
А.Блок





Автопортрет 1885г


Я не сразу нашел это место, понадеялся на память. Несколько лет назад, на пороге весны , здесь, над могилой стаял снег. Прогретый воздух струился над черным камнем надгробия и пятном земли вокруг, в то время как все кладбище еще утопало в снегу. Казалось, сама природа отвела праху художника особую долю, окутав тайной смиренную пядь земли.



Врубель Михаил Александрович  родился 1856 г,  умер 1910- скупые строчки на камне. На другой стороне надгробия еще одна надпись: Забела Надежда Ивановна – умерла 1913г.   

Надгробие очень большое, нелепое в своей беззащитной незавершенности, камни в стыках разошлись, да и сам участок№19 Новодевичьего кладбища Санкт-Петербурга, в самом углу у забора выглядит забытым и диким. Памятник этот строился на пожертвования и деньги Забелы, сэкономленные от концертов, их не хватало даже на жизнь. Когда Надежды Ивановны  не стало, иссякли средства на достройку памятника и нет их поныне.
До сих пор не создано полного каталога работ художника,  картины, за исключением немногих, рассеяны по миру, хранятся в частных коллекциях и хорошо если их где то можно увидеть!
От Врубеля остались легенды, тайна его творчества и жизни ненасытной, полной жажды прекрасного, страсти, упоения с которыми жил этот великий творец. И отблески этого полета, этой страсти, познать и открыть неведомое  – в его работах.  Это только драгоценные камушки,  фрагменты несостоявшегося целого, но такой силы, с какой еще никому не удавалось так ТИХО сказать.

Много лет знакомясь с творчеством художника, его непростой судьбой я пытался представить себе прежде всего человека, с душой открытой и восторженной и , вместе с тем,  кроткой, для которой может быть единственной защитой от мира была способность грезить наяву, жить в своем созданном фантастическом царстве где он господин и властелин. Одинокий и прекрасный мир, куда мог войти каждый, но все проходили мимо, не заметив входа.
Врубель обладал своим языком, бесконечно сложным и разнообразным, которым никто не интересовался и не желал знать эту изумительную способность видеть праздничное  в обыденном. Его работы и он сам при жизни вызывали недоумение, непонимание и отчуждение.
Несмотря на страшное  одиночество, непризнание, отсутствие поддержки, невозможность провести в полной мере хоть однажды свои грандиозные планы, он остается верен своему искусству.
Во всем необычна судьба Врубеля, легенда о нем начала создаваться еще задолго до его кончины, ибо тайна, иная чем смерть, но столь же непостижимая отдалила его за много лет до смерти, начав замыкать его в свой заклятый страшный круг.
После начала болезни в 1902г, дважды потом он возвращался в жизнь снова творил и поистине прекрасен был прощальный расцвет его гения, но уже не исчезала черта, отделившая его от живых, и он казался таинственным и чуждым пришельцем из иного мира. За четыре года до смерти он удалился в этот неведомый мир навсегда и жил в нем среди смутных сновидений, постепенно разрушаемый болезнью, среди страданий, о глубине которых можно только догадываться.                     
Художник, ослепленный судьбою, за то лишь, что слишком пристально вглядывался, низвергнутый в темную пропасть человеческой души, над которой отважный и пытливый, он странствовал всю жизнь.

Бенуа в день похорон сказал:

- Чувство невозможности помочь такому человеку в таком горе, растянутое на годы сделалось невыносимым. Симфония, ликующая и блестящая вначале, мрачная и грозная в середине, мучительная и чудовищная в финале теперь завершена на благословенном вечно утешительном аккорде.   Бывают жизни художников сонаты, бывают сюиты, песенки, пьески, всего только упражнения. Жизнь Врубеля как она теперь отойдет в истории- дивная патетическая симфония.

Всю жизнь Врубель предлагал себя всем. Возвращаясь в своих созданиях постоянно к демону, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечным мучением и бесконечной радостью, для которого людское общество было и братски близко и безнадежно далеко.

Ежегодно  в Киеве проводится выставка картин Врубеля, хранящихся в фондах музея русского искусства. В основном это рисунки и акварели первых лет творчества художника в Киеве. Наброски, эскизы, пробы, какие то кусочки, многим из которых не суждено было стать целым.  Но это были драгоценные осколки. Я ходил из зала в зал, как завороженный, возвращался и начинал сначала, в каком то немом восторге. Чем глубже погружаешься, в его творчество, тем кажется дальше оказываешься от того что можно было назвать целым.
Вероятно, так все останется и здесь - отдельными иллюстрациями его работ, дошедших до нас, воспоминаниями современников и близких, сожаления об утраченном во времени. Многие картины были уничтожены самим художником.   Давайте попробуем приоткрыть дверь в удивительный мир фантазии,  мечты и грусти,  в котором  жил этот удивительный Врубель.




1884-1889гг Киевский период. Начало творчества
Что же можно найти об этом удивительном человеке в разрозненных воспоминаниях современников? Первая монография о Врубеле выходит в 1911 году, под редакцией А.П.Иванова. 100 номеров биографического очерка отпечатаны на бумаге ручной выделки и переплетены инструктированной кожей. Где сейчас эти книги?.


Начало творческой деятельности Врубеля – художника связывают с его появлением в Киеве в 1884году куда он еще студентом Художественной академии Санкт- Петербурга приезжает по приглашению Андриана Прахова, для участия в живописных и реставрационных работах в Кирилловской церкви.


Прахов Андриан Викторович археолог, искусствовед 1846-1916 портрет худ Крамского
Врубель так и не закончил своего художественного образования, проведя в стенах академии неполных два года. Он уже избрал свою дорогу, взяв с собой все, что могли ему дать учителя и прежде всего проф. Чистяков.

Чистяков Павел Петрович 1832-1919
 Он пишет сестре:

- Я начал занятия у Чистякова. Мне страсть понравились его основные положения, они были мне как формула моего отношения к природе .. и я нашел заросшую тропинку обратно к себе!  По вечерам вместо музыки хожу приглядываться к быту рыбаков.  Прелестная лодка, с киля мокрая и бархатисто зеленая как спина морского чудища. Прибавь к ней лиловато- сизовато- голубоватые переливы вечерней зыби…










В работы Врубеля можно вглядываться как в бездну. Дробясь кристаллами, гранями изображение оживает и Царевна - Лебедь только преступила свою грань превращения. Уже не птица, но еще в размахе крыл. Во взгляде сливается познание тайны и вопрос, в нем щемящая тоска одиночества.   Догорают последние отблески заката на воде, чуть окрашивая венец царевны и перья.
Волны катят в своем мерном вечном разгоне. Все так близко, реально…. И не реально. Все та же грань..


Вспоминает Николай Иванович Мурашко киевский учитель рисования, держащий школу на Малой Житомирской

Мурашко Николай Иванович 1844-1909 худ Пименов

- Вечера проводили мирно в моей семье. Михаил Александрович весело шутил со всеми и отправлялся к себе в мезонин. В открытые окна мы слышали « Ночи безумные», популярные романсы тех лет. Хорошо жилось в то время, все были молоды, полны сил и не думали как ужасно жизнь покажет себя некоторым из нас.






О Врубеле нет среднего мнения. Для одних он гений, для других нечто странное. Вот его кусочек моря со всеми цветами, переливами. Сумбурно это, бесформенно, я сам это видел в натуре, но я и не подумал, не посмел это изобразить, а он сделал. У него была своя фантазия, свое творчество по наитию свыше. Он страстно любил краски и извлекал из них такую силу,.. какой обыкновенный художник и не воображает
В Риме , в сумерках он остановил меня:

- Пойдемте, там в это время такой тон мутной синевы получается, он мне нужен на завтра.


Смотрел я с ним и ничего не видел, а он смотрел и затих. И онемел. А завтра у него что то подобное появилось в его громадном плафоне, для одного московского мецената.


Вспоминает свою первую встречу с Врубелем Леонид Михайлович Ковальский, киевский художник, бравший в те годы уроки рисования в школе Мурашко.

Разложив свой ящик, я стал изображать 30 верст пейзажа. Тихие шаги заставили меня обернуться. За моей спиной стоял белокурый почти белый блондин, маленькие усики тоже почти белые, невысокого роста, очень пропорционально сложен, одетый в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.. Так в Киеве никто не одевался. Это был молодой венецианец с картины Тинторетто. 

Вид на Кирилловскую церковь и колокольню начало 1900 х годов


Спустя годы они снова встретятся на киевском холме. 

          Долго смотрели дали, Врубель был грустен. Зашли в Кирилловскую, Врубель молчаливо рассматривал свои работы, в церкви было душно от ладана и мы вышли на воздух. Долго сидели мы, любуясь далями. Врубель сказал:

- Как хорош, однако же, Киев! Жаль, что я здесь не живу. 




Было лето, вспоминает Константин Коровин, жарко, мы пошли купаться. Михаил Александрович был хорошо сложен и крепкие мускулы этого небольшого роста человека делали его красивым.

Константин Коровин портрет В.Серова


- Это жокей, подумал я, Вы хорошо ездите верхом?
- Я езжу как жокей.
Я испугался, он как будто понял мои мысли.

- Что это у вас на груди белые большие полосы, как шрамы?

- Да, это шрамы. Я резал себя ножом. Поймете ли вы, сказал Врубель, значит, что я любил женщину, она меня не любила – даже любила, но многое мешало пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это- мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались.

Так совпали во времени и жизни художника его работа в Киеве под руководством А.В. Прахова и несчастливая неосторожность влюбиться в жену архитектора Эмилию Прахову. 


Работая в Кирилловской церкви, Врубель, поклонник искусства Возрождения, становится скромным учеником мастеров Византийской школы, погружается в оцепенелый мир ликов и фигур, далекий от живой природы. Таковы законы  и пластика фресок, открывшихся на стенах древнего храма. Задача художников школы Муращко и Врубеля сводилась к написанию сюжетов на участках свободных от живописи. 

фреска XIIвека Ангел свивает небо


Пророк Моисей 1884г

Но в cвоих Ангелах с лабарами, Врубель словно отпускает тормоза, изобразив этих крылатых фантастических посланников  неба с удивительными ликами и позами. И такими затейными, похожими на нотные знаки цветами, растущими на горке.

Ангелы с лабарами 1884г







Гавриил 1884г
Поразительна его "перламутровая живопись" - Сошествие Святаго духа. Расположенная на своде церкви, на хорах, картина повествует о библейском сюжете, когда на 50тый день после Воскресения Христа  апостолов посещает Святой Дух.

Сошествие Святаго Духа худ. Врубель М.А.

Сошествие Святого Духа на  Пятидесятый день после Пасхи  описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги “Деяний святых апостолов”. 
…Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26–27Иоил.2:28Ис.12:3, 44:3).
Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им «Обетование Отца» и они облекутся силой свыше, хотя не знали, в чем будет состоять пришествие Духа .
И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. И тут обнаружилось, что апостолы говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках.
 И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; ...и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут....



Сюжет для написания предложил Прахов, а композицию разработал сам художик, в оригинальной и свойственной ему манере, еще раз намекнув о своем пристрастии к эпохе Возрождения. На картине «Тайная вечеря Леонардо да Винчи» мы найдем такое же фронтальное решение и также будут завораживать руки учеников Христа.  



К осени 1884 года живописные работы в церкви подходили к концу. Врубель получает новый заказ. Для нового мраморного иконостаса ему предстоит написать четыре образа.
Вместе с этим заданием Прахов напутствует Молодого художника  советом познакомиться в Италии с творчеством старых мастеров, этот опыт пригодится Врубелю для новой работы, во Владимирском соборе!                                           Прахов отправляет Врубеля в Италию, не сомневаясь, что работа будет сделана в кратчайший срок и за скромное вознаграждение. Под благовидным предлогом Прахов отправлял художника подальше от своей семьи. 
Мурашко, посетивший Врубеля в Венеции, cразу заметил сходство общей знакомой дамы с образом Богоматери.  Врубель рассмеялся:

- А вы узнали?
- Да, только вы дали ей другое
 выражение,
в жизни она неудержимая крикуха. 

- Разве она крикуха? Нет , это вы ее не знаете...
-











Еще до отъезда в Венецию он несколько раз рисовал Э.Л. Прахову,  ее лицо послужило ему прообразом Богоматери. Лицо скорее некрасивое но выразительное, полные губы, светлые глаза, взгляд погруженный в себя, в нем неразгаданная тайна – не светской дамы, больше странницы в платке.





Исполнение образов Врубель начал с Богородицы, по две недели на образа Христа, Афанасия и Кирилла Александрийского! Работал он без всякой модели и подготовки. Натурщик приходил рано утром, чистил кисти и уходил.

Денег на жизнь не хватало.  Даже дорогие цинковые доски для икон художник должен был оплатить сам. При этом Мурашке  Врубель отдал за 1 рубль целый альбом своих рисунков. Под конец художник  должен был ограничивать себя даже в еде. Наградой за его труд стали эти дивные образа, сверкающие самоцветными камнями и поныне поражающие глубиной восприятия, красотой и чудом ожившей живописи.



Иконостас Кирилловской церкви. современный вид




Вернувшись в Киев с иконами, принятыми с восторгом и одобрением, Врубель, вместо участия в росписи Владимирского собора, неожиданно уезжает в Одессу.
Что произошло в Киеве, за время его отсутствия и поменяло планы Прахова? Прахов, в своих воспоминаниях признает, что с Врубелем у него произошла размолвка на почве чисто личных отношений. Отправив Врубеля в Италию, Прахов начинает переписку с известными живописцами Москвы и Петербурга. Заручившись согласием Васнецова, поручает ему все основные эскизы, пока ничего не знавший Врубель трудился над образами в Венеции.                                     
Закончив эскизы весной 1985го, Васнецов тоже собирается в Италию. Прахов любезно пишет ему:

- В Венеции Вы застанете еще Врубеля, он будет Вам приятен и полезен!

Вернувшись из Италии, Врубель не находил себе места, порывался уехать, возвращался, стал выпивать, жил не устроенно, денег не было, а отношения с Праховым стали холодными. Отец, посетивший Михаила  в Киеве в 1886году, был удручен:

- Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Вся меблировка - два табурета и кровать. Из одежды  только та, что на нем. Больно, горько до слез мне было все это видеть .


Комната, которую Врубель снимал на Пироговской улице, нищетой ужасала не только его отца. Зимой комната не отапливалась.
«Придешь к нему, — рассказывал живописец Николай Пимоненко, — а у него страшный холод, вода для умывания замерзла, а он работает как ни в чем не бывало.
— Как вы можете это выносить?

— А ничего! — махнет рукой и переводит разговор на другую тему».

Долгих четыре года Врубель еще проживет в Киеве, перебиваясь случайными заказами, в то время как в соборе кипит работа и продолжится еще 10 лет! За все эти годы Прахов поручит  Врубелю лишь написание орнаментов в оконных нишах второго этажа и только потому, что за эту работу никто не брался. Что должен был чувствовать в душе художник такого уровня? Но он и здесь направил свой талант на исполнение задач, которые сам же себе поставил и тем увлекся.

При этом Врубель сохранял корректные отношения со всеми художниками, работавшими в соборе, а для Сведомского нарисовал множество картонов композиций, которые потом последним переносились на стены собора.

Врубель сделал изумительные эскизы для Надгробного плача и Воскресения, они не были приняты комиссией.  Сейчас эти эскизы хранятся как реликвии в музее русского искусства в Киеве.


Надгробный плач  эскизы вариантов композиций




Надгробный плач - очень частый сюжет в церкви. Где много фигур, с бурными проявлениями эмоций. Врубель предпочел им тишину. В трех из четырех вариантов  у него – двое. Вся скорбь Мира в глазах матери, полных непролитых слез.


Надгробный плач вариант композиции

Воскресение . Вариант композиции

Воскресение - таинственное событие, не имевшее свидетелей. Христос  показан  еще не освободившимся от уз смерти. Он восстает из разверзнувшего гроба с белыми цветами . Его пронизывает сияние, но тело и лицо еще мертвы и смотрит он неживым взором. Власть смерти еще тяготит над ним. Эта фигура поднимается не сама - её поднимает некая сила, она в  радужном сиянии, Христос не воскресает, но воскрешается ею.
Вечный вопрос, что кроется за чертой жизни и смерти?

Воскресение вариант композиции
Эскизы Врубеля, при всей их фантастичности, очень человеческие по эмоциям, по переживаниям.  Возможно, эскизы предполагали доработку. Но то, что было Врубелем представлено, было отклонено. Прахов сказал, что для таких росписей нужно строить другой храм.  
Н.А. Дмитриева считает, что « Если бы действительно такой храм был построен,  это был бы единственный в своем роде памятник, отражавший сдвиги в религиозном сознании в отношении к христианству людей XIX столетия. Тут была бы запечатлена религия изверившегося или только наполовину верующего, сомневающегося человека, который задается мучительным вопросами и не находит ответа».

А. Бакушинский так пишет о работах Врубеля:
 «Эскиз «Воскресения» - недопустимое, немыслимое насилие художника над собой, над зрителем, над темой. Просвечивающий изнутри тонами трупного разложения, многогранный кристалл с подобием человеческой фигуры не может быть воскресшим Христом. Это - зловещий фантом не только неверия, но и глубокого глумления над святыней величайшей тайны христианства. « Суздалев. Врубель. С.156 

      Если таково мнение советского искусствоведа, как же должны были отнестись к этим эскизам православные члены строительного комитета.
Верно одно – среди той живописи ,  украсившей стены Владимирского собора, которую мы видим сейчас,  картины Врубеля выбивались бы из общего строя. 


Васнецов В. Положение во гроб


Васнецов В. М.



 Вот что пишет искусствовед  А.Н.Бенуа, о росписях Владимирского собора:
"Задавшись целью написать историю русской живописи за последние два столетия, я не мог высказать в ней свое суждение о таком значительном памятнике русской живописи, не увидав его собственными глазами в действительности. Владимирским собором русские люди той эпохи гордились так, как разве только современники Рафаэля и Микельанджело могли гордиться фресками обоих мастеров в Ватикане. Считалось, что в этих стенных картинах и, в особенности, в колоссальном образе божией матери с младенцем на руках в полукружии абсиды, русское религиозное чувство вылилось целиком. Сотни тысяч наших соотечественников верили, что это так, а у некоторых это поклонение этой Васнецовской "Мадонне" доходило до известной экзальтации. Однако, увидав роспись Владимирского собора на месте, я простился с какими-либо иллюзиями. Я был глубоко огорчен, но огорчился я не столько по вине Васнецова, сколько потому, что энтузиазм, возбужденный у нас стенописью Владимирского собора, наглядно свидетельствовал о чем-то чрезвычайно неблагополучном в состоянии религиозного чувства во всем русском обществе. Лично к Васнецову я, обозревая живопись Владимирского собора, скоро исполнился известного почтения. Я увидал огромный труд, причем труд весьма одаренного художника. Но беда была в том, что этот даровитый мастер взялся за задачу, которая была ему не по плечу! Не дано личным одиноким усилиям (при самой доброй воле) в условиях современной жизни преодолеть тот гнет духовного оскудения, которым давно уже болеет не только Россия, но и весь мир. Фальшь, присущая "стенописи" Владимирского собора, не личная ложь художника, а ложь убийственная и кошмарная, всей нашей духовной культуры.»

Бенуа поразился красотой Врубелевских орнаментов в соборе.

 - Это дивные ковры, равняющиеся лучшим персидским и арабским… 
Фрески Врубеля в Кирилловском  монастыре будут вечным укором для тех кто распорядился декоративными работами во Владимирском соборе.

(Орнаменты) должны были быть связаны с сюжетом дней творения на плафоне Сведомского.  Гирлянды растений, цветов, рыб, птиц созданных в первые дни творения. Это не просто орнаментальные узоры, здесь формы сплетаются, переходят одна в другую. Павлины вытягивают гибкие шеи, коронки на головах напоминают тычинки цветка, пышные хвосты переходят в цветник, а из него глядят чьи то глаза.. Колосья, ландыши, древесные шишки, рыбы- все вовлечены в стихию превращений, в калейдоскоп библейских дней сотворения Мира. (Дмитриева)

Леонид Ковальский вблизи наблюдал работу Врубеля:
«Он рисовал пастелью проекты орнаментов колоссальных арок, много раз переделывая, создавал, творил, не заглядывая в так называемые материалы… нет, все выливалось из-под рук на бумагу в натуральную величину. Написанные орнаменты проходил сам лично, изменяя тот или другой тон, отыскивая гармонию и доводя незатейливые мотивы до дивной композиции, исполненной музыкальности и фантастичности.

Но имя художника Врубеля не поместили даже на памятной доске, среди других художников, работавших в соборе.


Врубель очень много работал в тот период.  Дмитриева сообщает, что «Врубель не только по заказу писал евангельские сюжеты. Он работал и над картиной «Моление о чаше». Но не мог проникнуться этим образом, отдаться ему безусловно.
-Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно оттого, что вдали от семьи, - вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды.
 Он искал на чем укрепиться и, как ему казалось, нашёл верную и простую точку опоры в этой работе:
 - Настроение такое; что публика, которую я люблю, более всего желает видеть Христа. Я должен ей его дать по мере своих сил и изо всех сил. Отсюда спокойствие, необходимое для направления всех сил на то, чтобы сделать иллюзию Христа возможно прекрасною - т.е. на технику»

Моление о чаше 1888г

Врубель имел возможность ( не имея мастерской) работать в крестильне  Владимирского собора.
 Он пишет:
- Я окончательно решил писать Христа, судьба мне подарила три фотографии пригорка с группой алоэ между белых камней и выжженной травы, где яркое солнце дает удивительную иллюзию полной луны..
Лунное освещение сохранилось в бликах на лице, плечах в кистях рук.
В изобразительном языке Врубеля выразительность сцепленных пальцев рук, соединенных ладоней встречается часто, как излюбленный прием выражения драматизма переживаний. В этом направлении он разработал широчайшую шкалу говорящих рук от киевских росписей и эскизов до царевны Волховы и портрета Брюсова.





Среди отвергнутых врубелевских композиций для собора особенной изысканностью выделяется акварель «Ангел с кадилом и свечой». Иногда его  называют «Синим ангелом». 
Ангел с кадилом и свечой 1887г


 На глубоком синем фоне профильная белоснежно-перламутровая фигура в полный рост — не связанный с определенным сюжетом обитатель иного мира легкой и медленной поступью движется куда-то, проходит мимо, отрешенный, загадочный, нездешний.


Врубель, «такой странный, неожиданный, совершенно бескорыстный», совсем не ценил деньги. О его беспечном отношении к финансам Мурашко пишет:
 «Он давал, не помышляя о возврате. Сам брал, думал всегда, что свободно возвратит, но если это не складывалось, он как-то не огорчался. Денежная математика у него прямо была слаба…» 
По определению Нестерова, «Михаил Александрович был как пушкинская Русалочка: „а что такое деньги, я не знаю“». Это редко, но бывает, но чтобы живописец абсолютно не ценил своих творений, забывал о них, не берег хотя бы как следы вдохновенных минут?..

Голова Христа 1888
Многие вспоминали, как им случалось обнаруживать пропавшую картину, еще вчера бывшую в мастерской, оказывается, на том же холсте уже написана другая. Вчера был Христос, а сегодня уже цирковая наездница, потом и наездницы не стало. 


Голова ангела 1889г

Некоторое время Михаил Врубель преподавал в Рисовальной школе. Он часто там работал в кабинете директора, пользуясь предоставленным в полное его распоряжение школьным ресурсом красок, глины и прочих нужных материалов. Ученикам его  рисунки углем («и зачем это он углем рисует?») не нравились. Вылепленный из глины Демон («странная голова и поразительно похожая на него самого»)  — «весь опять состоял из углов». И чему учил Михаил Александрович, временно заменивший одного из педагогов, было непонятно. Подсаживался к ученику, брал кисть и просто переписывал часть твоего этюда.  Притом «на него нельзя было обижаться, так как все относящееся к искусству он делал искренне, как ребенок, и с убеждением пророка… к тому же он был очень вежлив и чрезвычайно деликатен . Но разъяснить он ничего не мог, только твердил, что прежде всего — «форма». А что это, форма?

В рисовальной школе Мурашко

Зная, что любую единовременную сумму Врубель спустит мигом, друзья старались организовать ему регулярный заработок. Находили частные уроки живописи для приятельниц Эмилии Львовны Праховой. Брат Николая Ивановича Мурашко, Александр Иванович, хозяин иконописной и столярно-позолотной мастерской, предложил Врубелю писать образа. Уговорились по 40 рублей за икону, но писать по трафарету скучно - и дело не пошло. Взялся, было, раскрашивать акварелью фотографии,  быстро выдохся.






В рисовальной школе Мурашко



Благодаря киевским ученикам и ученицам сохранились  многие этюды Врубеля, которые он делал на уроках, на клочках бумаги, а потом бросал, - ученики же заботливо подбирали. Врубелю было проще нарисовать, чем объяснить. Со временем эти наброски составили большую часть коллекции работ художника в Киевском музее.




Желтые розы

Розы и орхидеи





Хризантемы
Белый ирис
Для киевского мецената И.Н. Терещенко Врубель взялся написать Восточную сказку, но сделал только эскиз, да и тот порвал, когда Прахова отказалась принять его в подарок. 


Восточная сказка 1886г

К сожалению, иллюстрация не передает тот колорит красок, каким богата эта небольшая работа, над которой художник трудился несколько месяцев

Как пишет H. М. Тарабукин: 
-„Восточную сказку“ можно оценить только в подлиннике. У меня, признаюсь, не хватает смелости описать ее колорит. Она вся переливается цветами и оттенками, как груда драгоценных камней… Первое впечатление — совершенно ошеломляющей яркости, звонкости, пестроты и беспредметности. Глаз не может различить очертаний изобразительной формы… Но по мере того как глаз осваивается с цветовым разнообразием, все отчетливее становятся контуры рисунка, и, наконец, картина выступает во всей пластичности, и уже дивишься, что вначале за пестротой не видел совершенно ясно гармонически спокойной композиции

Врубель обожал драгоценные камни, жемчуг, а также бисер, блестки, цветные стекляшки, осколки хрусталя и морозные льдинки — все, что сияет, светится, мерцает в бесконечно переменчивой игре лучей.    Часто он заходил в ссудную лавку Дахновича на углу Крещатика и Фундуклеевской заложить что либо, а   заодно, потешиться камушками.  Там и зародилась идея написать портрет старшей дочери Марии. Так появилась на свет картина «Девочка на фоне персидского ковра», которой Врубелю пришлось расплатиться с Терещенко взамен не написанной Восточной сказки. Эта работа чуть не единственная, которую считают у Врубеля «законченным произведением»
Еще две небольшие композиции маслом это «Голова Христа» и «Гамлет и Офелия», тоже чудом уцелевшие -  вот и весь итог последних лет  его трудов в Киеве.

Девочка на фоне персидского ковра 1886г

Пять лет в Киеве прошли в ожидании признания, в крайней бедности, отчаянном поиске работы. Врубель не замечает своего одиночества, голова занята поиском средств и формы для выражения его непрерывных грез. Работая удивительно быстро, он все не успевает за своей фантазией, сегодня остывая к тому, чем был увлечен вчера, и так будет всегда, во здравии и во время болезни.  До самого конца он будет ценить только сам процесс творчества, фантазии и созидания, оставаясь равнодушным к конечному результату - своим работам.
О нем говорили разное:  Что мот, что ведет беспорядочный образ жизни.  Да, наверное, но  не это главное.
Вся Жизнь Врубеля, его творчество являет беспредельное подвижническое служение поставленной им самим перед собой высокой цели, неутолимое и бескорыстное стремление к совершенству, как нравственному долгу истинного художника.
По высказыванию Нестерова, "Врубель, совершенно бескорыстный, невинный, отсутствующий с нашей планеты, витал в своих видениях-грезах, а эти грезы, посещая его, не оставались его гостями долго, уступая место новым мечтам, новым образам, еще невиданным, негаданным, прекрасным видениям жизни и фантазии чудесного художника "нездешных стран".

В сентябре 1889 года Врубель покидает Киев и уезжает в Москву. Он еще не знает, что уезжает навсегда. Отправившись проведать заболевшего отца, он вернется в Киев лишь много лет спустя , при весьма печальных обстоятельствах. Похоронив умершего в дороге сына на Байковом кладбище, сам Врубель отправится по проклятому кругу смертельной болезни и больниц. До этих трагических дней остается немногим больше десяти лет, но кажется еще таким длинным его творческий путь.








Где жил Врубель в Киеве

1984  Отель Лион ( на ул Б. Хмельницкого)(весна) затем в мезонине худ. МурашкоН. на ул Афанасьевской ( Ив. Франка), затем на ул. М. Житомирская 14
1886 ул. Пироговской в доме Ролейсмиллера
1886-1888 ул. Десятинная14 (имел там две комнаты, одна под мастерскую, другая с видом на Днепр. Из всей мебели имел там два табурета)
1887 В имении Тарновских в Мотовиловке
1888 В доме Тарновских в Киеве, затем на ул Владимирской 16( в меблированных комнатах Чарнецкого)

Праховы вначале жили на Б.Житомирской 6\11 . Разъехавшись с мужем Эмилия переезжает на Трехсвятительскую10 (Десятинную)


Жизнь Врубеля  в Киеве по годам:
Апрель – ноябрь 1884 Работа в Кирилловской церкви
Ноябрь 1884- май 1885 Работа над образами в Венеции. Знакомство с мозаиками для предстоящей работы во Владимирском соборе
1885 июль - декабрь  находится в Одессе. Раньше там жил с семьей 1869-1874
1886 гостит у Трифоновских ( Киевск обл) Знакомится с Коровиным ( сцена в купальне). Пишет Восточную сказку,  работает над Демоном.
1887 летом живет в Мотовиловке в усадьбе Тарновских.   Пишет для местной церкви Моление о чаше.  Эскизы для Владимирского собора
1888г Множество акварельных рисунков. Зарабатывает на жизнь, давая уроки рисования. Раскрашивает фотографии. В конце года работает над орнаментами в соборе

Сентябрь 1889 уезжает в Москву.


                     Работы Врубеля в Кирилловской церкви
Благовествующий архангел Гавриил (сев столб арки)
Въезд Господен в Иерусалим
Успение или покров Богородицы (сев стена)
Моисей
Сошествие Святаго  Духа
Ангелы с лабарами
Надгробный плач (в аркасолии)                              
Все работы за 4 месяца 1884года.
Четыре образа для иконостаса                                    Ноябрь 1884 - май 1885


1885-87гг Эскизы для Владимирского собора
Надгробный плач, 4 варианта
1885г  На фоне далекого пейзажа. Диск заходящего солнца и силуэты толпы
1887г  Фигуры вписаны в полукруг
1887г  На фоне большого креста. Композиция планировалась между двумя окнами
1887г  Кроме Христа и Богоматери вводятся еще фигуры апостолов. (наиболее законченный)

Воскресение, два варианта
1887г Триптих. Христос на фоне креста. Перед ним погребальные цветы, по бокам спящие стражники
1887г Триптих. Идущий Христос, по сторонам ангелы
1887г Ангел с кадилом и свечой
1887г Фигура ангела(Воскресение)

Комментариев нет: